ИЗРАЗЕЦ
Самые ранние произведения, выполненные из обожженной глины в технике изразца, известны на Руси
со времени принятия христианства, но расцвет этого яркого и декоративного вида искусства пришелся на
XVII век. Изразцовые плитки украшали храмы и светские постройки, сверкающим фризом опоясывая стены, и
являли любовь русского народа к красочности и узорочью. (Подробнее см. статью
История керамики православного храма.)
Традиции изразца продолжает Климков, который занимается этим видом творчества с 1994 года. Освоение
им «искусства глины» следовало путем, определенным ранее ходом самой истории, – от монохромного рельефа
(терракоты) к яркому многоцветному изразцу. Среди работ художника преобладают образы русских святых,
виды монастырей и храмов. Не смотря на то, что изразцовые изделия Климкова в единичном своем варианте
можно отнести к мелкой пластике, для них характерно свойство монументальности.
Значительная серия изразцовых рельефов Климкова посвящена монастырям и храмам, сохранившимся и ныне
утраченным. Многие из них представляют собой реконструкцию забытых архитектурных комплексов. Изучение
литературных источников, дореволюционных фотографий, карт, схем, гравюр Петровского и более позднего времени;
создание рисунков и набросков с натуры, многочисленных эскизов композиций – все это является неотъемлемой
частью художественной подготовки для воспроизведения керамических образов.
Техника изразца очень трудоемка и несет большой элемент непредсказуемости. При самом точном соблюдении всех
правил во время высокотемпературного обжига в печи нельзя предугадать, каким будет конечный результат:
возможно появление трещин, искажение форм, изменение цвета. Кроме того, точное воспроизведение архитектурных
композиций и образов святых в сочетании с малой формой глиняной плитки порой сближают изразцы Климкова с
ювелирным искусством. Не случайно на создание одной работы у него уходит несколько месяцев.
|