Мстислав Валерианович Добужинский
М.В. Добужинский родился в Новгороде в 1875 г. Его отец, Валериан Петрович, был военным, дослужился до генерал-лейтенанта артиллерии. Мать, Елизавета Тимофеевна, была дочерью новгородского священника. Выбрав путь оперной певицы, она передоверила воспитание сына мужу. В связи со службой отцу приходилось переезжать, поэтому Мстислав начал учебу в Петербурге, продолжил в Кишиневе, а закончил - Вильнюсскую гимназию. Затем образование продолжилось на юридическом факультете Петербургского университета. Помимо общего образования Добужинский получил навыки живописца в петербургских и мюнхенских мастерских. В 1902 г. Мстислав Валерианович примкнул к объединению "Мир искусства", достигнув вскоре уровня Л. Бакста, А. Бенуа, Е. Лансере. В это время художник занимался в основном книжной и станковой графикой. Одной из первых книг, оформленных Добужинским, была "Тамбовская казначейша" Лермонтова.
Работу в театре художник начал в 1907 г. и быстро достиг выдающихся успехов в оформлении спектаклей. Отныне не только игра актеров, но и декорации, и костюмы стали воплощать замыслы драматурга. После Октябрьской революции Добужинский оформлял спектакли Большого драматического театра, продолжал графическое творчество, занимался педагогической деятельностью, работал в различных художественных советах. С 1924 г. Мстислав Валерианович работал за границей, в Литве, Франции, Англии, США и других странах, занимаясь в основном театрально-декоративным искусством. Работа не прекращалась до смерти художника, наступившей в 1957 г. За свою творческую жизнь Добужинский создал декорации и костюмы для почти двухсот спектаклей, оказавшие влияние на развитие мирового театрального искусства. Им блестяще иллюстрированы десятки книг, выполнены интересные портреты, пейзажи. Он был умелым мемуаристом, создавшим интереснейшие "Воспоминания". Выдающийся деятель искусства Добужинский является гордостью России.
Бумага, акварель, карандаш. Новгородский государственный музей-заповедник.
Творчество М.В. Добужинского тесно связано с тамбовской землей. Начиная с 1893 г. он часто гостил в имении своей матери и отчима близ деревни Семеновка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Добужинский бывал и в самом Тамбове, приезжая в гости к своему другу, живописцу Николаю Михайловичу Шевченко. Во время пребывания на Тамбовщине Добужинский много и с увлечением рисовал все окружающее: виды Семеновки и Инжавина, портреты крестьян, бытовые зарисовки, пейзажи. Поступая в 1899 г. в мюнхенскую школу живописи, Мстислав Валерианович предъявил экзаменаторам свои тамбовские пейзажи. Свои тамбовские впечатления Добужинский использовал как театральный художник, создавая декорации. Огромный успех комедии И.С. Тургенева "Месяц в деревне" определялся и работой художника. Работу Добужинского в этом спектакле В.И.Немирович-Данченко назвал бесподобной. А в основе оформления спектакля лежали воспоминания о тамбовской земле, "...то, что так было мне мило в деревне - эти ковры пашен, кудрявые помещичьи сады, столетние липы и навсегда запомнившееся голубое небо в круглых белых облачках...".
Одной из интереснейших работ художника является созданная в 1922 г. автолитография с изображением булочной Молоденкова в селе Инжавино Кирсановского уезда. В своих "Воспоминаниях" Добужинский писал, что "...видел много другого, узнал Европу, узнал хорошо Россию - бывал в Псковской, Тульской, Черниговской губерниях, в местах гораздо более живописных, гораздо более богатых по своей природе, и во многих старинных поместьях, исключительных по красоте, но именно мои ранние и скромные тамбовские впечатления оказались наиболее плодотворными и вдохновительными.".
К списку художников