Русская тройка
Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно,
cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в
середине XVIII века. Как писали газеты того времени, тройка стала порождением
громадных расстояний и безобразных дорог России. Конная почта Российской
империи нуждалась в легкой и быстрой упряжке для преодоления больших отрезков
пути между конно-почтовыми станциями с приемлемой скоростью. Двуконная упряжка
европейского типа оказалась малопригодной для дальних странствий по российской
целине. Три лошади тянули почтовый фургон или дворянский возок гораздо резвее.
Тройка оказалась универсальной: летом повозку ставили на колеса, зимой - на
полозья. В тех территориях России, где снег лежит более полугода, санные тройки
были особенно популярны. Как и любая другая великая традиция, дошедшая до нашего
времени практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь
незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись в след за модой и
вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными.
Среднюю в тройке, как ее еще называют, коренную лошадь, запрягают первой,
точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком
и дугой. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление
движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках.
Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи
хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам,
надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать
им. При быстрой езде правильным аллюром коренник бежит прибавленной размашистой
рысью, тогда как пристяжки скачут галопом. Иногда, снежной зимой, при движении
по заметенным снегом дорогам тройку иногда запрягали цугом - след в след.
Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных
поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет
коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде
галопом движутся в сборе - "лебединые" шеи изогнуты в сторону от направления
движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь
коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.
Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки.
Стремительный транспортный снаряд и "музыкальный инструмент" одновременно.
Известно, что в старину тройку называли ямской гармонью. И каждый ямщик играл
на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент троечной сбруи украшался
наборами разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Звон и бряцание предупреждали
пешеходов о стремительно приближающейся тройке. Но даже такая утилитарная вещь,
как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. От их набора
зависела музыкальность тройки. Под расписной дугой может быть от одного до трех
т.н. "валдайских" колокольцев, звонкий голос которых можно слышать за несколько
километров. Водружали их и на седелке коренника. Причем седелочные колокольцы
могли быть одно-, двух- и трехзвонковые. Оснащалась сбруя и бубенцами
(шарообразными колокольцами с дробиной внутри). Их помещали на наборных арканах,
ошейниках, ожерельях или подгарках. Каждая тройка имела свое, присущее только
ей звучание.
Богат был троечный декор. Экипаж т.н. "графского" образца - рессорный
тарантас с кожаным верхом или легковые сани с медвежьим пологом. Кожаная
сбруя расшивалась посеребренными цепями и художественными розетками, звездами,
кожаными кисточками или щетками. Вместе с дугой и оглоблями главной
функциональной деталью троечной упряжи является хомут. Этот предмет
совершенствовался на протяжении столетий. Деревянные части хомута обычно
делаются из ивы или вяза, обшиваются мягкой кожей и войлоком и представляют
собой две половины разомкнутого овала. Верхняя часть хомута, наподобие клещей,
соединена прочно и гибко ремнями, а нижние концы свободны и стягиваются на шее
лошади только после того, как хомут, дуга и оглобли будут связаны ременными
гужами. Благодаря пружинящему эффекту дуги и гужевого соединения существенно
уменьшается травматическое трение хомутом шеи и плеч лошади, особенно во время
движения по ухабистым дорогам.
Лошадей для тройки чаще всего подбирают по мастям, экстерьеру и полу.
Наиболее выигрышно выглядят в тройке серые в яблоках орловские рысаки. Это
крупные, нарядные по окрасу и резвые лошади - ярко выраженный упряжной тип. У
орловских рысаков хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда
достаточно сухие конечности, часто крупные копыта. Грива и хвост густые,
длинные. Среди орловцев только половина имеет серую масть, много вороных и
гнедых, а вот рыжие встречаются крайне редко. Последние десятилетия до кризиса
и развала Росплемконзавода орловская рысистая порода заметно прогрессировал в
резвости.
Заезд лошадей в тройку начинается в возрасте 3-4 года для коренника и 2,5-3
года для пристяжек. Знакомство и заезд лошадей осуществляется сначала верхом -
трое всадников ездят рядом и одновременно совершают маневры. Затем, постепенно,
всех трех приучают к упряжи и экипажу. Совершенствование ездовых качеств и
маневренности современной спортивной тройки может продолжаться до десяти лет.
Коренник должен быть более крупным по сложению и на 5-10 см выше в холке, чем
пристяжные лошади, и иметь правильное строение тела и уравновешенный характер.
Пристяжки должны признавать в кореннике лидера. Троечные скачки всегда были
чрезвычайно популярны в России, особенно зимой. Исторические хроники сохранили
описание подобных скачек на льду Москвы-реки в 1880 году: "Ледяная дорожка была
окружена деревянным забором, а рядом были построен громадный помост для зевак.
Помост, набережная, и два моста, под которыми проносились тройки были забиты
толпами любителей конского бега. Оглушительный вопль сотен тысяч ртов
раздавался, когда побеждающая тройка пересекала финишную черту".
В 1956 соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были
возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме. Одно из
традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля "Русская Зима" в
Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники. Позже, во
время скачек на резвость к ним были добавлены по два водителя-пассажира,
которые управляли пристяжками. Экстерьер лошадей и внешний вид экипажа,
совершенство дрессировки, слаженность действий тройки и кучера при преодолении
специальных фигур езды, резвость в скачке оцениваются по 10-бальной системе.
Лошади оцениваются по подбору мастей, сложению, хотя различие пород
позволяется.
Троечная езда особенно была развита в Тамбовской области с 1955 по 1967 год.
В это время на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек,
которые регулярно выезжали на соревнования в столицу. Прославился тамбовский
ипподром русскими тройками, принимавшими участие в соревнованиях на Центральном
Московском ипподроме, в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале
молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх. В 50-е годы на
одном из таких столичных супер-торжеств произошла удивительная история,
достойная пера романиста. На ВДНХ в павильоне "Коневодство" экспонировалась
роскошная тройка рысаков-орловцев из Тамбова. Сладили ее мастера-троечники
Тамбовского областного ипподрома Николай Александрович Исаев (представитель
одной из старейших в России династий наездников) и Иван Васильевич Устинов. На
этой тройке белоснежных русских рысаков катали по Москве Н.С. Хрущева с его
заокеанским гостем-миллиардером Сайрусом Итоном. Красавица-тройка восхитила
американского гостя и в итоге была ему подарена. В 1966 году серая тройка
рысаков-орловцев из Тамбова под управлением Ф.М. Сукорцева завоевала золотую
медаль победителей всесоюзных соревнований на ВДНХ в Москве. А на следующий год
на торжественном марш-параде по случаю 50 летия советской власти по приглашению
министерства обороны Тамбовскую область снова представляла четверка серых
рысаков, запряженная в пулеметную тачанку.
После долгого перерыва в 1998 г. тройка рысаков из Тамбовской области
(Хрусталь, Осирис, Основной) приняла участие в возрожденном на Центральном
Московском ипподроме старинном виде состязаний упряжных лошадей - беге троек.
Автором, сладившим тройку, стал известнейший тренер Фирс Михайлович Сукорцев,
старший мастер-наездник конефермы Волковского спиртзавода. Кроме тамбовской в
показательных выступлениях приняли участие тройки Центрального Московского
ипподрома, 1-го Московского конезавода, а также экипажи из Костромы, Орла и
Ярославля. Раньше, в 60-е годы соревнования троек включали в себя испытания на
правильность хода ( рысь с правильного хода, галоп, точность остановки и т.д.),
согласованность экипажа и лошадей, фигурная езда и заезд троек на резвость с
водителями-пассажирами (управляли пристяжными лошадьми). По сумме баллов
экспертная комиссия определяла победителя. В этот раз устроители бегов
ограничились катанием пассажиров, фигурным вождением и заездом на резвость. Как
и ожидалось, в фигурной езде более подготовленные москвичи заставили тамбовчан
"собирать подковы". В этом виде испытаний успех во многом зависит от мастерства
кучера-наездника, который в отличии от заезда на резвость, где ему помогают два
водителя-пассажира, выступает соло. Мелкие домашние недоработки дали о себе
знать. Однако общее впечатление от экстерьера серой тройки из Тамбова оказалось
более, чем благоприятным.
Остается только позавидовать настойчивости и бескорыстию руководства
Волковского спиртзавода , которое делает все возможное для возрождения
традиций коневодства, которыми некогда была богата Тамбовская земля. Традиции
эти стоят теперь дорого: фаэтон с кожаным верхом, соответствующий
дореволюционному графскому образцу стоит 40000 рублей, наборная сбруя - 11000,
чистопородный рысак - от 7000 рублей. Тамбовчане отдают дань уважения и
признательности людям, не жалеющим сил и средств в споре за честь родного края.
Мало, ох как мало только видеть тройку. Необходимо видеть, слышать и, самое
главное, ощущать, сидя в коляске, ее ни с чем не сравнимый полет в чудном
перезвоне певкой бронзы, грохоте копыт и свисте ветра. Только самое чуткое ухо
может уловить в этом мощном оркестре шепот трав и шелест листвы.
К информации о коневодстве