История коневодства на Тамбовщине
Издавна конеторговля была одним из самых важных источников дохода
тамбовского купечества и дворянства. Hа рубеже XVII - XIX веков в
губернии имелось 214 частных конных заводов, лучшие из которых
принадлежали графам Строгановым и Воронцовым-Дашковым,
князьям Голицыным, родовитым дворянам Hарышкиным, Воейковым, Чичериным.
Воронцовы и Воейковы основали знаменитые Лавровский и Новотомниковский конные заводы. Не отставало и
купечество. Владели заводскими конюшнями братья-миллионеры Асеевы, осевший в
Тамбовской губернии уральский золотопромышленник Башмаков. Иметь собственный
конный завод в те годы считалось очень престижным. Даже Воронежская губерния -
колыбель всемирно-известной орловской рысистой породы лошадей - уступала
Тамбовщине первенство по количеству племенных рысаков. Сто лет назад
исследователи-иппологи писали:"...первое место по количеству находящихся
в ней рысистых конных заводов занимает у нас Тамбовская губерния, где кроме
того сосредоточено наибольшее число лучших из них..."
Тамбовские власти, крупные конезаводчики видели в ипподромных испытаниях,
прежде всего дело государственной важности, сулившее немалые выгоды и
всячески поощряли беговые испытания лучших представителей конской породы на
резвость и выносливость. Введенная графом Алексеем Орловым
(его именем была названа первая отечественная легкоупряжная порода
лошадей) система испытания лошадей на резвость и выносливость помогала выделить
в огромной массе животных (во владении тамбовчан находилось более 50 тысяч
лошадей!) лучших представителей пород. Постепенно скачки на случайные
пари-заклады уступили место систематическим призовым испытаниям. К тому времени
Тамбовская губерния стала активным участником международных конных торгов.
Только в 1897 году за границы России было вывезено 61580 лошадей. Каждая
десятая лошадь, проданная из России за границу, была рождена в конных заводах
Тамбовской губернии.
Основные торги и испытания лошадей в Тамбовской губернии проходили в
губернском центре во время конных ярмарок. Такие ярмарки до революции 1917 года
собирались ежегодно в июне и октябре на Ярмарочной (Северной) площади Тамбова,
расположенной неподалеку от конюшен. На эти ярмарки съезжались покупатели из
Европы, Персии, Турции. Молодняк продавали оптом - ставками, полученными от
известного жеребца-производителя и разных кобыл. Причем, торговали не только
элитными представителями пород, но и нечистокровным молодняком - на мясо.
Килограмм конины фабриканты-колбасники равняли в стоимости с килограммом
сливочного масла. И сегодня спрос на качественную конину очень велик. Без
добавки конины не обходится производство многих деликатесных сортов колбасы.
Осенью 1843 года в Тамбове завершилось начатое по указу императора
Павла I (от 7 января) строительство земской
племенной конюшни, которая позже получила статус государственного
завода. Это стало продолжением начатой в середине XIX столетия реформы
государственного коннозаводства. До 1833 года в империи существовало около 1400
частных конных заводов, и примерно 10 армейских ремонтных заводов, где
занимались улучшением пород лошадей для царской армии. После уже упомянутого
Указа 10 апреля 1843 года был основан Государственный департамент
коннозаводства, который в 1881 году возглавил граф И.И. Воронцов-Дашков,
владелец одного из крупнейших в стране конных заводов, расположенного в его
имении Новотомниково в Тамбовской губернии. Его стараниями число ипподромов в
Российской империи было увеличено до 59 (из них 4 находились в Тамбовской
губернии). Сумма разыгранных на ипподромах призов увеличилась со 110000 до
2775000 рублей. Число испытанных на ипподромах лошадей к 1905 году
увеличилось до 29000 голов.
Разумеется, такие результаты, отнюдь, не были случайностью. Огромное
внимание уделялось работе на местах. К примеру, в Тамбовской губернии
работами по улучшению ремонтных, кавалерийских и местных упряжных пород лошадей
ведала специальная комиссия во главе с вице-губернатором Замятиным. По особому
распоряжению столичных властей для тамбовской земской конюшни в Англии и
Германии были куплены 180 чистокровных жеребцов-производителей. (Сегодня на всю
Тамбовскую область их наберется не более 30-и. Их солидный возраст, по словам
специалистов, уже через три-четыре года сделает их "нетрудоспособными"). Через
третьи руки попадали в губернию и знаменитые рысаки из конюшен графа
Орлова-Чесменского. Поначалу услугами земской конюшни по улучшению конских
кровей пользовались коневладельцы исключительно помещичьего звания. Позже эту
возможность получило купечество и богатые сановники. Земская конюшня стала
настоящим подарком для губернского ипподрома. Потомки лучших производителей
быстро вытеснили с его дорожек резвых, но, увы, беспородных "саврасок".
Известно, что первым русским рысаком-рекордсменом , блеснувшим своей
резвостью на ипподроме Московского бегового общества, был жеребец по кличке
Лебедь, рожденный в Лавровском конном
заводе Тамбовской губернии. Своими рекордными выступлениями на конных
соревнованиях 1829 года он принес своим владельцам призовых сумм на 1 миллион
рублей. Лебедь стал родоначальником
прогрессивной линии орловской породы.
В 1904 году в расположенном недалеко от Ржаксы конном заводе
Афанасьева появился на свет резвейший рысак Европы - серый жеребец
Крепыш. За пять лет с 1907 по 1912 год
Крепыш установил на ипподромах Москвы и
Санкт-Петербурга 13 рекордов. Пик резвости "Короля русских рысаков", как
окрестила Крепыша столичная пресса, на классической дистанции в полторы версты
(1600 метров) составлял 2 минуты 6 секунд. Довольно долго он был вне
конкуренции, пока не уступил в решающей схватке гнедому рысаку-американцу по
кличке Дженераль Эйч. Тамбовские рысаки под управлением русских наездников до
1889 года ставили предельные рекорды на ипподромах Европы. Последним резвейшим
дореволюционным рысаком из Тамбовской губернии был гнедой жеребец Злой Гений,
рожденный в 1914 году в конном заводе Н.В. Лежнева (сегодня Лавровский к/з.).
Особо славился в те годы Новотомниковский конный завод, хозяином
которого был граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков
(1837-1916) - "главноуправляющий коневодства России". Заняв в 1882
году по просьбе императора Александра III, при котором он был начальником
охраны в чине генерал-адъютанта и министра двора, еще и должность
главноуправляющего государственным коннозаводством, Воронцов-Дашков открыл
новую эпоху в призовых бегах. Именно так оценивалась его 16-летняя деятельность
на этом посту в преподнесенном ему приветственном адресе, подписанном более
чем двумя десятками известных в России конезаводчиков. Хотя времена, когда
другой известный деятель граф Алексей Орлов награждал победителей рысистых
бегов лишь сдобными калачами, миновали, но призовые суммы на бегах и скачках
на ипподромах Российской империиоставалисьвсе еще довольно незначительными.
Воронцов-Дашков добился их увеличения в десятки и сотни раз. Резко возросла
стоимость лошадей на частных конезаводах.
Узнав о высоких суммах призов на бегах в России, в империю устремились
из-за океана предприимчивые владельцы американских рысаков. Значительно
уступая орловцам в экстерьере, американские рысаки превосходили их в резвости и
стали забирать все призы. Одними из первых прибыли со своими рысаками из
Америки в Россию семейство наездников Кейтонов - отец и сыновья. Основав свою
призовую конюшню и наладив производство более совершенных и легких двухколесных
качалок на резиновом ходу, они вскоре стали фаворитами на ипподромах Москвы и
Санкт-Петербурга. Был год, когда Кейтоны заработали за сезон более 300000
рублей, выиграв, практически, все призы. Среди конезаводчиков России началась
паника. Раздавались даже требования запретить выступления американцев в России.
Страсти погасил главноуправляющий государственного коннозаводства России И.И.
Воронцов-Дашков. Призы разделили на две группы. Группа закрытых призов была
выделена для розыгрыша между владельцами орловских рысаков. Сам граф отдавал
предпочтение американским рысакам: "Единственным критерием качества лошади я
считаю призовой столб". Воронцов-Дашков предпринимал активные действия по
распространению американских рысаков и скрещиванию их с чистокровными
орловскими кобылами.
Перед началом Первой Мировой и на тамбовском губернском ипподроме появились
первые рысаки из Америки. Заокеанские резвачи запрягались в более удобные
двухколесные тележки-качалки. Тогда же членами бегового общества был
организован тотализатор, который принимал ставки и выплачивал выигрыши на бегах
и скачках. Большой четырехлетний приз или Тамбовское дерби приносил победителям
до 10-15 тысяч рублей. В то же время были установлены предельный возраст для
начала испытания скаковых лошадей - 3 года и основная дистанция - 1600 метров.
Прежняя "обитель страстей" - тотализатор - до наших дней не сохранился . Он
сгорел при пожаре вместе с историческими деревянными трибунами ипподрома
Тамбовского скакового общества. Весной 1914 года на губернском ипподроме в
Тамбове прошли последние большие бега помещичьих лошадей. Первый приз взяла
кобыла Купля братьев Афанасьевых. Полторы версты она пробежала за 2 минуты 21
секунду.
17 июля 1918 года Председатель Совнаркома Владимир Ульянов-Ленин подписал
Декрет о национализации всех частных конных заводов, лошадей с родословной
и ипподромов. Советское правительство объявило коневодство делом
государственного значения. Потери конского поголовья в Первую мировую и
Гражданскую войны по масштабам сравнивались с человеческими. Непрерывные
экспроприации многочисленных разноцветных армий сократили количество лошадей в
губернии в пять раз. Новым хозяевам барских заводских конюшен приходилось
начинать, практически, с нуля. В августе 1918 года при Комиссариате по делам
национальностей была создана чрезвычайная комиссия по спасению чистопородных
лошадей. К сожалению, из-за недостатка знающих специалистов многие породные
ветви пресеклись.
Крестьянские хозяйства организовывались в кооперативные коневодческие
товарищества. Первыми всемирно известными советскими конными заводами
стали Новотомниковский и Лавровский заводы в Тамбовской губернии,
Старожиловский - в Рязанской, Прилепский и Шаховсой - в Тульской, Хреновской - в
Воронежской губернии и ряд других. Среди прочих мероприятий по восстановлению
тамбовского коневодства в губернии снова стали проводиться конные
выставки-ярмарки. Первая такая ярмарка состоялось 14 октября 1920 года в День
урожая и коллективизации. К этому моменту в стране насчитывалось уже 30 конных
заводов и 28 ремонтных государственных заводских конюшен. К концу 1923 года
были восстановлены еще 11 конных заводов, в которых содержалось около 8 тысяч
чистопородных лошадей с родословными. На этих выставках, масштабы которых год
от года росли, пропагандировались последние достижения зоотехнической науки,
выявлялись чемпионы породы, лучшие работники принародно награждались премиями и
дипломами. С 1972 года выставки прекратили свое существование, хотя
показаний для этого нет. Напротив, сокращение численности лошадей требует более
строгого отбора для воспроизводства поголовья, отвечающего требованиям
современного сельского хозяйства и спорта.
Не только в Тамбове, но и в уездных городках Козлове (ныне Мичуринск),
Моршанске, Токаревке поводились в те годы бега, в которых принимали
участие лошади местных колхозов и совхозов (к сожалению, в 70-е годы беговые
испытания там прекратились). 1922-23 годы - период нового комплектования
заводов. Однако еще долго тамбовский ипподром не имел даже собственных
конюшен и необходимое количество денников для размещения прибывающих на
испытания лошадей снимал у Госконюшни.
Великая Отечественная война нанесла большой урон российскому коневодству.
На фронтах погибло около 8 миллионов лошадей. Бесценные представители
пород из конных заводов Украины и Белоруссиибыли вывезены оккупационными
войсками в Германию. Тех лошадей, которых удалось эвакуировать из
оккупированных врагом территорий, размещали по конным заводам и Госконюшням в
глубоком тылу. В период с 1943 по 1945 годы партия эвакуированных чистокровных
лошадей была завезена в Тамбовскую государственную заводскую конюшню. Этими
работами лично руководил маршал Семен Буденный (по его указанию в 1921-48 годах
в конных заводах Ростовской области была выведена особая верховая Буденновская
порода лошадей).
Большая перестройка ипподромного хозяйства началась в 1946 году с
приходом нового директора А.Ефремова.
При нем была в очередной раз отстроена новая деревянная
трибуна для посетителей ипподрома. Работа оживилась, к концу 50-х годов
на нем было испытано более полутора тысяч голов племенных лошадей. В советское
время тамбовский ипподром не раз перестраивался, а в 70-е годы нашего столетия
он был заново возведен из кирпича. Новый проект предусматривал более
вместительные двухярусные трибуны. Ипподром обслуживали 7 тренировочных
отделений на 150 голов лошадей. В личное пользование было продано 24 тысячи
лошадей, восстановлено 15 племенных конеферм.
Объявленный в 60-е годы курс на укрупнение и механизацию сельхозпредприятий
едва не поставил крест на уездных ипподромах. "Излишек" конского поголовья,
в соответствии с безумными директивами кукурузных реформаторов, забивался и
перерабатывался на кормовые добавки свиньям и птице. Последовавшие после
смещения Хрущева грозные постановления ЦК и Министерства сельского хозяйства о
необходимости увеличения производства племенных и спортивных лошадей по сути
спасли отрасль от уничтожения. Количество лошадей в хозяйствах области
увеличилось до 53 тысяч голов. Пик формы тамбовских коневодческих хозяйств и
областного ипподрома пришелся на начало 80-х.
Сегодняшний коллектив Тамбовской госконюшни с ипподромом делает все
возможное, чтобы поддержать предприятие в рабочем состоянии. Однако,
производственная и финансовая деятельность ипподрома напрямую связана с работой
конных заводов, для которых наступили трудные времена. По этой же причине
сегодня переживают тяжелый кризис пензенский и курский ипподромы. С молотка
идет имущество Раменского ипподрома, всепогодная дорожка которого считается
самой резвой в России. Из года в год сокращается количество коневодческих
хозяйств, поставляющих лошадей на испытания на Тамбовский ипподром. Ни для кого
уже не секрет, что из сотрудничавших с ипподромом им С.М.Буденного 10-15
крупных коневодческих хозяйств (своих лошадей на испытания в Тамбов отправляли
крупнейшие конезаводы "Культура", Александровский, Чесменский,
Хреновской, колхозы "Прилепский", "Шеховской",
рязанский ВНИИК) в настоящее время полноценно работают одно-два. Диспаритет цен
на материалы, корма, энергию и энергоносители, и собственно продукцию
знаменитых на весь мир Hовотомниковского и Лавровского конных заводов стал
причиной того, что те по бросовым ценам (800-1000 долларов) вынуждены продавать
чистокровных лошадей, чтобы хоть как-то поддержать производственный процесс.
Несмотря на оптимистические заявления некоторых сельскохозяйственных
руководителей, неспециалисты уже понимают, что промышленное коневодство в
России переживает жестокий кризис. Поголовье чистокровных лошадей на Тамбовщине
сокращается катастрофическими темпами - до 800 голов в год. И это при том, что
потребность в племенном чистопородном поголовье в сельском хозяйстве возрастает.
Столь же велика потребность в лошадях высшего класса для российского спорта.
Пока функции государства в коневодческой отрасли неплохо исполняют частные
предприниматели. В то же время, для сохранивших производственный потенциал
племенных предприятий прослеживаются перспективы работы в статусе
государственного унитарного предприятия под началом федерального объединения
"Росплемконзавод". И в том и в другом случае коневоды сохраняют необходимую
автономию от непродуманных и поверхностных решений местных хозяйственных
руководителей. Что же касается развития конного спорта на Тамбовщине, то
убедительные победы тамбовской команды на зональных и межобластных
соревнованиях еще раз доказывает, что необходимый потенциал имеется. Чтобы
эффективно реализовать его, необходимы финансовые вливания. Коневодство -
отрасль хозяйства страны, не имеющая в сверхобеспеченных странах Европы и Азии
достойных конкурентов. Чудо природы - лошадь - и сегодня может приносить
умному хозяину хорошие деньги.
К информации о коневодстве