Крестьянская война

N 71
Доклад комиссии штаба войск ВНУС (103) о причинах затяжного характера повстанческого движения в Тамбовской губернии'

Секретно
Не ранее 29 декабря 1920 г.''

Начало антоновщины и ее причины
Начало антоновского, как оно ранее именовалось, "бандитского",
движения относится еще к прошлому году. В первой половине 1920 г. оно не носило широкого характера, а было специфически бандитским и уже затем было использовано правыми и левыми эсерами. Недооцененное своевременно ни местными тамбовскими и партийными и советскими органами, ни командованием, оно в настоящее время разрослось в грандиозный пожар, охвативший сплошь территорию Тамбовского, Кирсановского, Борисоглебского уездов. В текущем году в начале августа банда Антонова появилась впервые у местечка Афанасьевка и едва достигала численно до 60 человек. Неумелые, жестокие приемы губчека при подавлении (доклад быв. пред. губчека т.Трасковича в заседании 28 декабря с.г.), нетактичные меры по отношении к колеблющемуся крестьянству всколыхнули массу и дали, противоположные отрицательные результаты: банда не была окончательно ликвидирована, рассеялась и затем постепенно разрасталась, достигла очень внушительных размеров, с каждым днем распространяясь по губернии. Классово-кулацкий состав населения южных уездов, сплошь недовольных Советской властью, неблагоприятные условия недосева, недороды и засухи создали весьма благоприятную почву для развития движения. Продовольственная кампания Тамбовской губернии, проводимая как в 1919 г., так и в текущем 1920 г., не носила нормального характера. Естественно, что тяжелое продовольственное положение Республики заставляло агентов продорганов не церемониться с целесообразностью методов по выкачке хлеба. Стоя на своей узкопродовольственной точке зрения, они все свои усилия прилагали лишь на то, чтобы во что бы то ни стало выполнить полностью разверстку, не проводя зачастую необходимого разграничения между кулаком и бедняком и злоупотребляя предоставленными им широкими полномочиями и мерами. Это тоже в известной степени способствовало распространению широкого недовольства, создавая благоприятную почву для бандитизма и повстанчества. Активистские группы правых и левых эсеров широко использовали свою исконную резиденцию - Тамбовскую губернию, распухающий бандитизм и скрытое недовольство крестьянства и путем организованной подпольной работы подчинили таковое своему тлетворному влиянию. Руководитель повстанчества Антонов,недюжинная фигура с большими организаторскими способностями, является ярым проводником эсеровских идей и лозунгов полного народовластия и учредиловки. По словам бывшего председателя губчека т.Трасковича, им в течение полутора лет насаждались ячейки и будущие опорные пункты для операций.
К сожалению, до самого последнего времени характер движения не был
определенно оценен местными органами, трактовался как "бандитизм" и даже такой авторитетный орган, как губчека, придерживался до августа - сентября сего года именно такой оценки (доклад пред.губчека т.Громова) и не был поэтому в достаточной степени активным и предусмотрительным.
В настоящее время движение выливается в форму планомерной
организованной борьбы с органами Советской власти: систематически и упорно разрушаются совхозы, артели, комхозы и т.п. На территории Тамбовского и Кирсановского уездов все органы Сов[етской] власти разрушены сплошь, и попытки восстановить таковые безуспешны, так как все коммунисты и совработники неуклонно истребляются повстанцами.
Активная борьба с повстанчеством страдала все время определенным
недостатком реальной силы, да и местное командование, не будучи своевременно осведомлено местными авторитетными органами о глубоких корнях антоновщины, трактовало таковую как чистейший "бандитизм", который можно ликвидировать путем уничтожения основных центральных групп противника. Иногда, когда успехи были более реальными и антоновские банды рассеивались под ударами наших частей, командование посылало в Центр телеграммы о близкой неминуемой ликвидации. Но банды концентрировались снова и снова, увеличиваясь с каждым днем количественно и качественно.
Центральное командование в лице штаба войск ВНУС Республики, в свою
очередь не получая определенной и глубокой оценки восстания и базируясь на поверхностных соображениях местного командования, склонно было предполагать, что движение легко можно ликвидировать, довольствуясь местными имеющимися силами, пополняя таковые не в таком количестве, как требовало действительное положение вещей.
Объективное положение Республики, Польша, Врангель, восстание на
Украине и ряде других губерний властно диктовало необходимость крайней экономии вооруженных сил. Категорических и определенных требований с указанием, что губерния горит и что дальнейшее промедление в реальной помощи подобно гибели, из Тамбова не поступало. Правда, были просьбы о присылке кавполка, батальона и опытного комсостава, но параллельно с этим Центр осведомлялся, что движение накануне ликвидации, восстанавливается Советская власть, что остается только добить противника и т.п. Естественно, что центральное командование, учитывая, что в распоряжении комвойсками Тамбгуб до 11000 штыков и 600 сабель и определенно зная о том, что живые силы губернии и все материальные ресурсы таковой не в достаточной степени использованы (бессистемное распределение партийных и советских сил, невовлечение широких рабочих масс в активную борьбу и охрану крупных центров, крайне слабое использование конского состава губернии, уделение главного внимания второстепенным заданиям, а не восстанию, напр. на продработе было 5000 с лишним штыков, а на активных операциях около 3200), рекомендовало прежде всего использовать таковые.
Так продолжалось до самого последнего времени, когда обстановка не
сделалась катастрофической и не заставила местные органы и командование забить набатную тревогу с требованиями определенно реальной помощи против грозно раскинувшегося пожара.
Образованная для оценки положения в Тамбовской губернии комиссия,
приступив к работам 25 сего декабря и закончив таковую 13 декабря''', на основании материалов штаба войск внутренней службы, штаба командующего войсками Тамбгуб, Военного совета, личного опроса руководителей борьбы с повстанчеством и характеристики положения, сделанной на собраниях Военного совета губисполкома, губкома и ответственных работников коммунистов 26, 27, 28 и 29 сего декабря, а также на основании других материалов пришла к следующим выводам.
Затяжной характер и несвоевременная ликвидация повстанческого движения
явились результатом:
А. Общие объективные условия
1. Положение на внешнем фронте, война с Польшей, Врангелем, Петлюрой
лишали Центр возможности оказать Тамбовскому командованию существенную помощь путем своевременной присылки достаточного количества реальных сил, дабы задавить антоновщину в корне и гарантировать полное успокоение губернии.
2. Продовольственное положение губернии, с одной стороны, было сильно
подорвано засухой, недосевом и недородом и способствовало возникновению массового недовольства населения продполитикой Соввласти. С другой стороны, суровая необходимость снабжения армии и центра хлебом не позволяла ослаблять продовольственной кампании, приходилось в условиях сплошного недовольства и бунта усиливать работу продорганов, вследствие категорических предписаний Центра, ослабляя действовавшие против повстанцев силы и способствуя определенному расширению и углублению повстанческого движения.
3. Определенный кулацкий состав населения уездов, охваченных огнем
восстания, не позволял пустить глубокие корни Советской власти, и таковая существовала номинально, не опираясь на сочувствие большинства крестьянства.
4. Слабость губернии коммунистическими силами и выкачивание части этих
сил Центром путем многочисленных мобилизаций, недооценивая своевременно указанную скудость и необходимость оставления этих сил в пределах губернии для укрепления Соввласти.
Б. Упущения центрального командования
1. Учитывая внешнее положение Республики, необходимо, однако,
отметить, что центральное командование в лице штаба ВНУС не всегда чутко прислушивалось к требованиям местного командования и запаздывало в присылке реальной помощи.
2. При назначении командующих по ликвидации восстания недостаточно
взвешивалась их персональная пригодность, результатом того явилась частая смена, вредная, по существу, для успешности операций.
3. Слабая связь в первый период операции, когда обстановка требовала
непосредственной оценки создавшегося положения путем постоянной связи с местным штабом, а также партийными и советскими губернскими организациями.
4. Неосмотрительное доверие к информации местного командования об
иногда слишком оптимистических предположениях близкой ликвидации антоновщины и достигнутых успехах, а вследствие этого - естественная недооценка действительного положения и потребных для ликвидации повстанчества сил.
В. Местное командование
1. До 1 декабря от тамбовского командования и Военного совета не было
представлено командующему войсками внутренней службы Республики ни одного обстоятельного доклада о военной обстановке и характере движения. Все получаемые донесения носили весьма неопределенный и, скорее, успокоительный характер. Из не совсем регулярно поступающих сводок нельзя было сделать вывода о том, что движение приняло форму повстанчества, а, наоборот, иногда указывалось на отсутствие сочувствия населения к Антонову, банды которого пополняются насильственными мобилизациями.
Сообщая неоднократно предположения о скорой ликвидации восстания,
местное командование само было, безусловно, уверено в том, что таковое накануне ликвидации, предполагая иногда закончить таковую в 7 - 10-дневный срок. Указывалось на окончательное очищение от бандитов территории района в трехугольнике Кирсанов - Тамбов - Балашов и сообщалось, что в таковом приступлено к восстановлению Советской власти. (См. сообщ. 30/X, N 162, 9/XI, N 392, 20/XI, N 1675 и др.) До 1 декабря определенных просьб о присылке новых крупных войсковых частей не было, хотя необходимо отметить, что требования на присылку небольших кавалерийских частей были, но не носили категорического характера. За этот период было прислано 2 эскадрона и броневой отряд. Первое требование о присылке более крупных войсковых частей было сделано комиссией штаба ВНУС, посланной в Тамбов в первых числах декабря 1920 г., в размере 2-х пехотных полков и 1-го кавдивизиона, каковое требование исполнено присылкой трех пехполков, одного кавполка, одного эскадрона и одного взвода артиллерии.
2. Систематическая недооценка объективных условий, корней и характера
восстания. Слишком легкомысленное отношение к временным успехам, нанося единичные удары, не было уничтожено само ядро движения, не учитывалось, что банды, распыляясь, делали движение более грозным, распространяясь и вглубь и вширь.
Вследствие сего неточная информация Центра и убаюкивание его
оптимистическими надеждами на скорую ликвидацию восстания.
3. Отсутствие плана и продуманных методов борьбы.
4. Мало обращалось внимания на политическую работу. Действующие части
не инспектировались, не подвергались постоянной систематической обработке и воздействию, что в связи с переутомлением беспрерывными операциями, неуспехами и, вообще, нерациональным использованием создавали условия небоеспособности, деморализации и мародерства.
5. Распыление частей и отсутствие инициативы в операциях. Бесцельная
гонка кавалерии за противником, изнуряющая и ослабляющая части. Дробление на мелкие части, способствуя тем захвату таковых повстанцами и систематическому обезоруживанию их.
6. Непоследовательность в методах борьбы и злоупотребление
репрессиями. Сжигание деревень, ставшее системой при последнем командовании, вряд ли могло дать положительные результаты и только лишь озлобляло население, заставляя лишенных крова делаться определенными активными бандитами. Злоупотребление "красным петухом", кроме того, как раз падает на период сравнительного оперативного затишья (первая половина ноября месяца).
Г. Военный совет
1. Военным советом не были в достаточной степени использованы
прерогативы, предоставляемые ему положением ВЦИК о местностях, объявленных на военном положении от 30 октября 1920 г. (104)
2. В деятельности Военного совета не чувствовалось биения пульса живой
работы. Собираясь ежедневно, он сводил свою работу к сухому обсуждению текущих дел по мере накопления таковых, вне всякого плана и системы. Весьма слабая и чисто формальная связь с губернскими партийными, советскими и хозяйственными организациями, полное отсутствие связи с широкими рабочими массами и попыток вовлечения таковых к непосредственной творческой работе по борьбе с повстанчеством.
Весьма слабое воздействие на уезды в указанном отношении, отсутствие
руководства в работе в уездвоенсоветах и установления взаимодействия между таковыми и командованием, с одной стороны, и партийным и советским аппаратом - с другой.
3. Хронической переваривание в собственном соку и отсутствие
инициативы к принятию тех или иных мер широкого использования местных средств и ресурсов в целях подавления повстанческого движения. Отсутствие указаний в протоколах Военного совета о том, чтобы делались какие-либо доклады принципиального характера в связи с критическим положением губернии и, наоборот, обилие вопросов "вермишельных", в большинстве могущих быть разрешенными помимо Военного совета. Систематическое и красноречивое принятие к сведению докладов о положении на повстанческом фронте ярко характеризует формальное отношение Военного совета к возложенным на него серьезным государственным обязанностям.
4. Зафиксировав создание политотдела при командующем, Военный совет
совершенно не интересуется работой этого отдела. Доклады о политической работе в действующих частях совершенно отсутствуют как политотделов, так и погуба (105). Приняв то или иное постановление, Военный совет не интересуется, выполнено ли оно или осталось невыполненным, так как сведения о соответствующих докладах в протоколах Военного совета также отсутствуют.
5. Характерны постановления об отвлечении командующего от его
непосредственных задач: восстановление совхозов, возвращение угнанного бандитами скота и т.п.
6. Несогласованность Военного совета и командования, а именно: в конце
октября и начале ноября произведено массовое освобождение повстанцев. Параллельно с этим в ноябре начинаются репрессии по отношению к так называемым "бандитским деревням", включая сплошное сжигание таковых.
Заключение комиссии
Комиссия констатирует, что размеры повстанческого движения в
Тамбовской губернии принимают катастрофический характер, для ликвидации которого необходимо принять следующие меры:
1. Оккупировать территорию Тамбовского, Кирсановского и
Борисоглебского уездов путем наводнения и планового распределения вооруженной силы, предписав местным органам, по мере оккупации, удесятерить усилия по восстановлению Советской власти на местах и советских хозяйств, разрушенных бандитами.
2. Предоставить командованию необходимые кадры командного состава и
дать вновь свежие части на повстанческий фронт, а также заменить износившиеся небоеспособные части свежими.
3. Повести широкую политическую работу по выработанному плану как в
действующих частях, так и среди населения. Ввиду недостатка коммунистов (убито бандитами до 800 человек), просить ЦК партии командировать потребное для этой цели количество партийных работников.
4. Усилить аппарат губчека (выбыло убитыми до 40%) путем переброски
работников Центром.
5. Обновить состав Военного совета и командования.
6. Поручить Военному совету разработать детальный план деятельности
Военного совета, а также использования живой силы, средств и ресурсов губернии в смысле помощи фронту и использованию, восстановлению разрушенного хозяйства.
7. Командованию разработать оперативный план ликвидации повстанческого
движения применительно параграфа 1 сего заключения.
8. Принимая во внимание тяжелые объективные условия Республики,
мешавшие своевременно ликвидировать повстанчество в Тамбовской губернии, ограничиться немедленным проведением в жизнь практических мероприятий по ликвидации, предав ошибки лиц, виновных в затяжном характере ликвидации повстанчества, забвению.
9. Начать судебное следствие на предмет предания суду РВТ лиц,
виновных: 1) в недостаточном снабжении оперирующих частей патронами, 2) в сдаче противнику целых частей иногда без выстрела и 3) хаотическом состоянии снабжения действующих частей обмундированием.

Председатель комиссии член РВТР П.Камерон
Члены: [подписи четырех членов комиссии неразборчивы]

РГВА. Ф.7. Оп.2. Д.483. Л.8 - 11. Подлинник.


' Заголовок документа.
'' Дата установлена по содержанию документа.
''' В дате допущена ошибка. Вероятно, речь идет о 28 или 29 декабря.

К списку документов