Восстание началось

N 46
Запись разговора по прямому проводу председателя губчека Ф.К.Трасковича и члена Военного совета Н.Я.Райвида о положении в губернии в связи с началом восстания

8 сентября 1920 г.

Райвид: У аппарата Райвид.
Траскович: Здравствуйте, Райвид. Это я - Траскович. Я тебя слушаю.
Райвид: Я сегодня, вероятно, выеду в Тамбов. Мною обследованы Кирсанов, Сампур, и я убедился, что Полевой штаб, его командование стоят, несомненно, на должной высоте. Необходимо отметить, что сопротивление противника становится упорнее, а его действия организованнее, наши войска дерутся прекрасно. Саратовский батальон оказался во много раз лучше, чем мы ожидали. В настоящий момент мы с минуты на минуту ожидаем взятия Каменки, в связи с этим я, по соглашению с Полевым штабом, подчинил Борисоглебскую группу Шикунову, который ей дает задание, связанное с общими операциями. Повидимому, намечается попытка соединения сампурской группы повстанцев с инжавино-кирсановской, так что с нею мы будем иметь жестокие бои в треугольнике между железнодорожными [станциями] Ржакса - Сампур, Иноковка, Инжавино. В связи с этим, по-видимому, наметилась сильная группа банд к востоку от Сампура в Бабине - Хитровщине. Для ликвидации этой группы необходимы новые силы, коих в Сампуре нет, поэтому прошу немедленно с летучкой выслать две роты в Сампур из состава пришедшего из Москвы из ВЧК батальона. 3-ю роту оставь в виде резерва в Тамбове. Сообщаю, что Кирсанов позавчера, впав в панику от близости антоновских банд и получив от меня по проводу за это нагоняй, обратился за помощью в Саратов, и оттуда ему выслали две роты. Конечно, я вчера пристыдил кирсановцев, основательно их пробрав, но войсками вместе с Шикуновым решил воспользоваться - Полевой штаб оставляет их в Кирсанове для усиления кирсановской группы и для операции против Антонова. Необходимо теперь же установить, что нам больше войск не нужно и что от дальнейших получек войск необходимо отказываться. Скажи, пришли ли из ВЧК обещанные 100 тысяч патронов. Еще раз прошу немедленно выслать две роты в Сампур.
Траскоеич: Вот что, дружище: патронов пришло гораздо больше, но
скажи, кто работает на аппарате - коммунист или беспартийный, сели второе, то надежен ли.
Райвид: Я говорю по аппарату из вагона Шикунова, можем говорить
свободно.
Траскович: Продолжаю: но московский батальон весьма и весьма
подозрителен. Дело в том, что он сформирован из дезертиров три дня тому назад. Комсостав его не знает, как равно и они не знают комсостава. Коммунистов не более 20. Дезертиры все из Рязанской губернии. На мой вопрос к комсоставу "Ручаетесь ли вы за них" получил ответ: "Ручаться не можем, возможно, что против крестьян не пойдут". Что ты и другие по сему поводу скажете?
Райвид: Подожди, сейчас посовещаюсь. В связи с твоим сообщением
меняем план: 1) две роты, высланные из Саратова в Кирсанов, возьми в Тамбов в резерв военсовета, 2) московский подозрительный батальон разбить на три части-роты, направив их: 1-ю и 2-ю роты в Сампур в резерв командующего, 3-ю роту - в Иноковку в резерв командующего. В каждую роту влить не менее 25 коммунистов, мобилизовав их из состава мобилизованных на продработу, находящихся на учете у Благонадеждина, в противном случае надо 65 человек взять временно из Тамбовской организации РКП, о чем столковаться с губкомом. Все это нужно сделать срочно. Одновременно вышли в резерв Шикунова 29 тысяч 3-линейных русских патронов, предварительно проверив их годность. Что у вас нового?
Траскович: Ты обязательно должен быть здесь. Мне одному тяжело.
Эсеры прислали в президиум губисполкома анонимку, в которой требуют снять красный террор, на что дают три дня сроку. В случае неисполнения объявляют свой террор по отношению к коммунистам, жидам, в частности Шлихтеру, мне, тебе, Збруеву, Шикунову и всем остальным товарищам, уверяют, что нам не помогут никакие курсанты, присланные войска, ни машины с пулеметами. А на это что ты скажешь?
Рай вид: Волков бояться - [в] лес не ходить.
Траскович: Ты приезжай сегодня же, сейчас иду в губком и отдам
кирсановцам приказ вызвать обе роты сюда. Что у тебя еще есть?
Райвид: Ничего, но постараюсь быть сегодня в Тамбове.
Траскович: Будь здоров. Привет товарищам.

ГАТО. Ф.Р.-1832. Оп.1. Д.631. Л.1-1 об. Копия.


К списку документов