Перестройка школьного дела на Тамбовщине в 1917-40 г.г.
Начало 20-го века характеризуется очень сложной социально-политической
обстановкой и в России, и в Тамбовской губернии. Отмечается очень большая
полярность между богатством и бедностью, безразличие царского правительства
к просвещению народа. В 1905-1907 г.г. в Тамбове отмечены крупные
студенческие волнения. В экспозиции представлены фотографии нелегальных
марксистских кружков, переписка руководителей тамбовских учебных заведений
с министерством народного образования, губернатором и Харьковским учебным
округом (к которому относилась Тамбовская губерния) о беспорядках в учебных
заведениях и принимаемых мерах. Эти события стали прологом Октябрьской
социалистической революции, совершившейся в 1917 г.
Раздел "Перестройка школьного дела на Тамбовщине в 1917-40 г.г." - исторически
достоверен и соответствует той эпохе. Вверху экспозиции - народные волнения,
разрушения храмов, сбрасывание колоколов, ниже - социально-политическая
обстановка в стране, внизу - положение в нашей губернии...
На переднем плане эпиграф раздела - цитата из выступления В.И. Ленина
"Одна из тех основных задач, которые мы сейчас ведем, - дело народного
образования". В зтот период молодое советское руководство утверждало, что с
неграмотным народом социализм построить невозможно. Декретом "Об отделении
церкви от государства и школы от церкви" запрещено преподавание Закона
Божьего в учебных заведениях, т,е. практически ликвидирована старая школа.
В 1918 г. вышел декрет "О ликвидации безграмотности среди населения", по
которому все население от 8 до 50 лет должно обучиться грамоте. Создается
система Наркомпроса, спустя несколько месяцев в нашей губернии открыт губоно.
В этом же году вышло "Положение о новой единой социалистической массовой
школе". В экспозиции - первые циркуляры новой советской власти, первые
учебники для обучения грамоте.
В Тамбовской губернии наметились три пути ликвидации безграмотности.
- Обучение через школу. Обращение "Вниманию родителей и детей младшего
школьного возраста" преследовало задачу разъяснения населению важности школы
и обучения в ней ребенка. Оно сработало, и в октябре 1918 г. из 360 тысяч
детей школьного возраста 280 тысяч подали заявления о приеме в школу, принято
было 212 тысяч детей. Реализации обращения мешало то, что школы не работали,
не топились, были заняты тифозными больными.
- Через губернское общество "Долой неграмотность", которое обучило 5 тысяч
взрослого населения грамоте. Представлена фотография участников Всероссийского
совещания консультантов по ликвидации неграмотности.
- В губернии работало более 10 тысяч культармейцев, которые обучали
взрослое население грамоте. В экспозиции - фотография коллектива Сатинской
школы 1-й ступени Кирсановского уезда во главе с И.Г. Лазориным, занявшая
1-е место в губернии по ликвидации неграмотности.
В эти годы школа была 2-х ступенчатой: 1-я ступень для детей от 8 до 13 лет
(семилетка), 2-я ступень для подростков от 13 до 17 лет (прообраз техникумов).
В школах губернии не хватало более 8 тысяч учителей. Создавались краткосрочные
педагогические курсы, открылся Тамбовский педагогический университет,
педагогические техникумы в г.г. Тамбове, Моршанске, Мичуринске, Рассказово,
проводились педагогические конференции. Во всех учебных заведениях вводились
элементы демократизации: руководителей только выбирали, учителя подвергались
переизбранию. На газетной странице "Список N 1 школьных работников школ
1-й ступени г. Тамбова, подлежащих переизбранию на 1919-1920 учебный год".
В разделе представлены материалы, рассказывающие о борьбе с беспризорностью.
Это материалы о детском доме в Арапово, детской колонии "Школа жизни", отчет
зав. губоно И.Н. Болдырева. В учебно-воспитательном процессе развиваются
разные формы воспитательной работы: коллективные формы организации детского
коллектива, детское коммунистическое движение, краеведение. На фотографии
коллективный туристический поход школьников под руководством А.А. Коленкина,
отряд юных пионеров N 52 им. Петровского, торжественное обещание юных пионеров,
детские рисунки на пионерскую тематику. Во всех школах 2-й ступени создаются
комсомольские ячейки. Активно работает областная школа детского
коммунистического движения. В педагогических коллективах идет создание
партийных и профсоюзных организаций. Благодаря усилиям со стороны государства,
школа окрепла. К 1925 г. половина населения Тамбовщины стала грамотной,
большинство школ получили здания в собственность. К 30-м годам введено
обязательное начальное обучение. В 1934 г. школа становится 3-х ступенчатой:
начальной, неполной средней, средней.
Большим тормозом в развитии просвещения Тамбовской области оказались годы
репрессий. На фотографии представлены участники съезда учителей-отличников
ЦЧО. Владелец ее, И.Н. Кровяков, вынужден был при наступлении эпохи репрессий
затушевать лица посаженных в тюрьму учителей, иначе он и его близкие могли
оказаться за решеткой за хранение фотографии с изображением врагов народа.
Не только учителя, но и учащиеся не избежали преследований. Об этом
рассказывают документы ученицы школы N 21 г. Тамбова Н. Перегуд.
Но даже несмотря на репрессии, советская школа продолжала развиваться, к
1940 г. у нас в области было 5 вузов, 32 техникума, 1900 школ 3-х ступеней.
Все эти достижения стали возможны благодаря первоочередным мерам государства
об образовании народа и труду тамбовского учительства. Это подчеркивалось и
на одном из заседаний Тамбовского губисполкома, где записано, что "...всю
тяжесть ликвидации неграмотности вынес на своих плечах простой тамбовский
учитель". В эти годы вводится обязательное семилетнее образование в городах
и рабочих поселках. Но дальнейшей реализации развития школы помешала
Великая Отечественная война.
К описанию областного народного
музея образования