На небольшой экспозиционной площади в 70 кв. метров показана история тамбовской почты, органично вплетенная в историю почты российской. Экскурсия позволяет увидеть эволюцию почтовой техники и технологии на протяжении ряда веков, знакомит с судьбами людей, посвятивших себя этой важной работе.
Первый стенд экспозиции посвящен зарождению российской почты.
Отсчет истории российской почты начинается с 885 года. В "Повести временных лет" сказано: "Послал Олег к радимичам, спрашивая...". Это первое летописное упоминание о посылке вестника, первое слово о зарождении русской почты.
На стенде представлен муляж берестяной грамоты, которыми переписывались в XI-XIV веках. В XIII веке для доставки сообщений учреждается ямская гоньба. На дорожных станциях - "ямах" – гонцы могли отдохнуть и сменить лошадей. Гонцы, извещая о своем прибытии, трубили в почтовый рожок, который можно увидеть в экспозиции. Посетителям музея предлагается портрет князя Дмитрия Михайловича Пожарского, в различные периоды своей жизни трижды возглавлявшего Ямской приказ.
Часть стенда рассказывает о боярине Афанасии Лаврентьевиче Ордин-Нащокине, способствовавшем учреждению почты в Курляндию и Польшу. При нем был составлен первый в России Почтовый устав, почта стала регулярной. Имеется также портрет первого российского почтмейстера, Андрея Виниуса, в 1675—1693 годах возглавлявшего Почтовое ведомство.
По распоряжению Петра I в 1723 году для скорейшего сообщения по служебным и частным делам от Москвы до Астрахани была учреждена почта. Соответственно и дорога, проходившая через Тамбов и Козлов, стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом.
Архивный документ времен Екатерины II (1797 г.) - "Рапорт Шацкого городничего Сабурова Тамбовскому губернатору М.И. Ушакову о предоставлении лошадей на почтовых станциях" относится к периоду, когда начальником Главного почтовых дел правления был князь Александр Андреевич Безбородко, портрет которого представлен в экспозиции.
Следующий стенд посвящен Тамбовскому почтамту, первое упоминание о котором относится к 1786 году. Интересно, что в то время в России существовали всего
7 почтамтов, помимо Тамбовского были еще Московский, Петербургский, Литовский, Малороссийский, Сибирский, Казанский. Развитие почтового дела приводит к появлению первого штемпельного куверта (1845 г.), первого почтового ящика (1848 г.), первой российской почтовой марки (1857 г.). В музее демонстрируются муляжи этих памятников почтовой истории.
При дальнейшем осмотре экспозиции посетители узнают об открытии в 1833
году первой в России городской почты в Санкт-Петербурге.
А к концу XIX века она действовала в 47 городах Российской империи, среди
которых был и Тамбов. Очень интересен стенд, на котором
размещены почтовые колокольчики, фонарь,
подковы, багажная корзина. Об исключительной важности почтовых перевозок
говорит тот факт, что в 1836 году Сенат даже запретил ездить с колокольчиками
людям, не имеющим отношения к почте. Только почтовые тройки имели такое право.
В музее не обойден вниманием и такой период в развитии российской
почтовой связи, как организация земской почты: демонстрируются земские
почтовые марки пяти уездов Тамбовской губернии.
Марка Тамбовского уезда, представляющая собой большую редкость, имеет размер 11x14 мм. Она является одной из самых маленьких почтовых марок мира. Этот раритет находится в музее почты.
Далее музей переносит экскурсантов в середину XIX века, давая возможность
увидеть фрагмент интерьера тогдашней
почтовой станции с подлинными предметами и инструкцией смотрителя. Здесь же
верстовой столб почтового тракта с числом 448, означающим расстояние от
Московского до Тамбовского почтамтов в верстах, почтовые сани для перевозки
почты в зимнее время.
Продолжением экспозиции являются реконструкции фрагмента интерьера
городской почтовой конторы конца XIX века, формы почтового служащего того времени.
Среди музейных экспонатов можно увидеть фарфоровый поднос 1886 года с рекламой журнала "Сельский хозяин".
Почта всегда шла в ногу с техническими достижениями своего времени.
С появлением железных дорог началась перевозка корреспонденции и почтовых
грузов железнодорожным транспортом. Посетители музея могут увидеть подлинный почтово-багажный сундук.
Следующие экспонаты рассказывают о развитии почты после Октябрьской
революции, в новых экономических и политических условиях. Внимание посетителей
привлекает бюст наркома почт и
телеграфов РСФСР Вадима Николаевича Подбельского (1887 -1920), чья жизнь и
деятельность были тесно связаны с Тамбовской губернией. Приведен его основной
рабочий принцип - "Почта, телеграф, телефон – для народа". В экспозиции имеется телеграфный аппарат того времени.
В 20-е – 30-е годы XX века происходит возрождение и дальнейшее развитие
сельской почты. В музее имеется фотография Передвижной почты №1 Платоновской
конторы связи. С помощью автомобильного транспорта удалось организовать
почтовое обслуживание самых отдаленных районов области.
Работе почты в годы Великой Отечественной войны посвящен один из
самых интересных стендов. Его
витрины стилизованы под легендарные фронтовые письма-треуголки. Среди
экспонатов почтовая форма, подлинные письма,
фронтовые рисунки, телефонный
аппарат, репродуктор... Чучело голубя присутствует не случайно, более 15 тысяч голубеграмм было доставлено за весь период Великой Отечественной войны.
Послевоенные годы характеризуются восстановлением мирной работы почты и
переходом к механизации и автоматизации почтовых процессов. В экспозиции есть подборка фотографий операционного зала Тамбовского почтамта 50-х годов XX века. Посетители музея могут также ознакомиться с такими материальными свидетельствами развития почтового дела как конверты со спецгашениями к различным памятным датам, автоматом для продажи газет.
В конце 80-х – начале 90-х годов единая почтовая система разделилась на почтовую и электрическую связь. Работа почты в новых условиях также отражена на стендах, музей демонстрирует современные документы и фотоматериалы о работниках почтовой отрасли области.
|