О творчестве А.М. Жемчужникова

Поэтический талант Алексея Михайловича Жемчужникова долго созревал
и развернулся в полную силу в последнее двадцатипятилетие его жизни. А дебютировал Жемчужников в "Современнике" комедией в стихах "Странная ночь" в 1850 г. В этой комедии и в других ранних произведениях ощущается влияние творчества Грибоедова и Лермонтова. В 1854 г. Алексей Михайлович вместе с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Константиновичем Толстым впервые выступили в печати под псевдонимом Козьма Прутков (позже к этой работе подключался другой брат Жемчужникова, Александр). Первые сочинения Козьмы Пруткова носили характер любительства и озорства. Но далее эта работа развилась в мощный образ-пародию на казенное мышление и "житейскую" мудрость. Изречения Козьмы Пруткова вошли в речевой обиход, их оценили Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин. Последнее произведение за подписью Козьма Прутков появилось в некрасовском "Современнике" в 1863 г. Время показало, что сочинения К. Пруткова - значительный вклад в русскую ироническую литературу. Афоризмы Козьмы Пруткова не старятся вследствие пропитывающей их внутренней иронии. Уникальность творчества Жемчужниковых и Толстого в том, что ни до, ни после не было случая, чтобы псевдоним приобрел такую самостоятельность. Писатели, известные как литераторы с собственными именами, издали под именем вымышленного лица собрание сочинений, снабженное биографией и даже портретом. Таким образом, Козьма Прутков занял равноправное место в ряду реальных русских литераторов.
Творчество под коллективным псевдонимом - это только часть литературного
пути А.М. Жемчужникова. Известен он и индивидуальным поэтическим трудом. Значительная часть реалистической поэзии Жемчужникова проникнута гражданскими мотивами и исполнена высокого нравственного чувства. Такие стихи как "Нищая", "Верста на старой дороге", "Забытые слова", поэмы "Сны", "Сказка о глупом бесе и о мудром патриоте" и ряд других произведений связаны со спорами в обществе 60-х - 90-х годов XIX века (отмена крепостного права, обличение лжепатриотов и бюрократов, нигилизм, славянофильство и т.д.). Стихи Жемчужникова, наполненные гражданским звучанием, можно отнести к некрасовским традициям в поэзии. Но резкости и глубины социальных обличений Некрасова и Салтыкова-Щедрина творчество Жемчужникова не достигло, хотя он и разделял их взгляды.
В пейзажной лирике Жемчужников славил русскую природу. Дар понимания
природы он имел сам и ценил в других поэтах. Для творчества Жемчужникова характерно воспевание природы, ее олицетворение. Часто ему удается передать смирение человека перед величием неба и земли и подчеркнуть драматизм несовпадения человека и природы. Несовпадения, происходящего от бездуховности человека и несовершенства общества. Мудрое понимание жизни особенно характерно для последнего, тамбовского периода творчества Жемчужникова. Наряду с поэзией Алексей Михайлович написал ряд очерков и критических статей.
Творчество Жемчужникова отличается простотой формы и лишено конъюнктурных
влияний. Он придерживался традиции регулярного описательного стиха, сложившейся в XIX веке. Некоторая архаичность стиля Жемчужникова не уменьшает ценности его произведений, дарящих радость любителям поэзии.


  • К титульной странице о А.М.Жемчужникове