О творчестве А.М. Жемчужникова
Поэтический талант Алексея Михайловича Жемчужникова долго созревал
и развернулся в полную силу в последнее двадцатипятилетие его жизни.
А дебютировал Жемчужников в "Современнике" комедией в стихах "Странная
ночь" в 1850 г. В этой комедии и в других ранних произведениях ощущается
влияние творчества Грибоедова и Лермонтова. В 1854 г. Алексей Михайлович
вместе с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Константиновичем
Толстым впервые выступили в печати под псевдонимом Козьма Прутков (позже
к этой работе подключался другой брат Жемчужникова, Александр). Первые
сочинения Козьмы Пруткова носили характер любительства и озорства. Но
далее эта работа развилась в мощный образ-пародию на казенное мышление и
"житейскую" мудрость. Изречения Козьмы Пруткова вошли в речевой обиход,
их оценили Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин. Последнее
произведение за подписью Козьма Прутков появилось в некрасовском
"Современнике" в 1863 г. Время показало, что сочинения К. Пруткова -
значительный вклад в русскую ироническую литературу. Афоризмы Козьмы
Пруткова не старятся вследствие пропитывающей их внутренней иронии.
Уникальность творчества Жемчужниковых и Толстого в том, что ни до, ни
после не было случая, чтобы псевдоним приобрел такую самостоятельность.
Писатели, известные как литераторы с собственными именами, издали под
именем вымышленного лица собрание сочинений, снабженное биографией и
даже портретом. Таким образом, Козьма Прутков занял равноправное место
в ряду реальных русских литераторов.
Творчество под коллективным псевдонимом - это только часть литературного
пути А.М. Жемчужникова. Известен он и индивидуальным поэтическим трудом.
Значительная часть реалистической поэзии Жемчужникова проникнута
гражданскими мотивами и исполнена высокого нравственного чувства. Такие
стихи как "Нищая", "Верста на старой дороге", "Забытые слова",
поэмы
"Сны", "Сказка о глупом бесе и о мудром патриоте" и ряд других
произведений связаны со спорами в обществе 60-х - 90-х годов XIX века
(отмена крепостного права, обличение лжепатриотов и бюрократов, нигилизм,
славянофильство и т.д.). Стихи Жемчужникова, наполненные гражданским звучанием,
можно отнести к некрасовским традициям в поэзии. Но резкости и глубины
социальных обличений Некрасова и Салтыкова-Щедрина творчество Жемчужникова
не достигло, хотя он и разделял их взгляды.
В пейзажной лирике Жемчужников славил русскую природу. Дар понимания
природы он имел сам и ценил в других поэтах. Для творчества Жемчужникова
характерно воспевание природы, ее олицетворение. Часто ему удается передать
смирение человека перед величием неба и земли и подчеркнуть драматизм
несовпадения человека и природы. Несовпадения, происходящего от бездуховности
человека и несовершенства общества. Мудрое понимание жизни особенно характерно
для последнего, тамбовского периода творчества Жемчужникова. Наряду с поэзией
Алексей Михайлович написал ряд очерков и критических статей.
Творчество Жемчужникова отличается простотой формы и лишено конъюнктурных
влияний. Он придерживался традиции регулярного описательного стиха,
сложившейся в XIX веке. Некоторая архаичность стиля Жемчужникова не
уменьшает ценности его произведений, дарящих радость любителям поэзии.
К титульной странице о
А.М.Жемчужникове