Литературное творчество Е.И.Замятина
Литературный дебют Замятина, рассказ "Один" (1908 г., журнал "Образование"),
был почти не замечен критикой. Евгений Иванович впоследствии был невысокого
мнения о своем первом произведениии. Далее последовали "Уездное" (написано
в Лахте под Петербургом), сатирическая повесть "На куличках" (создана в
Николаеве) и ряд рассказов. О Замятине шумно заговорила критика, его имя
ставили рядом с Горьким, Пришвиным, Буниным, Куприным. Повесть "На
куличках" вызвала гнев цензуры, увидевшей в ней только унижение и
оскорбление русского офицерства. Решением Петербургского окружного суда
тираж номера журнала "Заветы" был арестован, а Замятин выслан на Север.
На самом деле в повести не чувствуется желания "оскорбить военное сословие".
Кроме отрицательных персонажей есть прекрасные и сильные в страстях
поручик Андрей Иванович Половец, приехавший из Тамбова в тихоокеанскую часть
на край света, капитан Шмит и его жена Маруся. Отнюдь не примитивны капитан
Нечеса, поручики Тихмень и Молочко. Повесть "На куличках" полна любви и
сострадания автора к соотечественникам и протеста против общественных
условий, унижающих человеческое достоинство.
По северным впечатлениям были написаны повесть "Север", рассказы "Африка"
и "Ела". Произведения свидетельствовали о закреплении в творчестве
Замятина лирико-романтического начала, идеи сопротивления человеческого
в человеке, торжества силы духа.
Новый период творчества Замятина связан с работой в Англии в 1916-17 г.г.
и революцией в России. События 1917 г. добавили в произведения писателя
мрачных красок. С 1918 по 1922 год Замятин создал целую серию рассказов,
сказок, повестей: "Север" (1918), "Землемер" (1918), "Ловец человеков"
(1918), "Дракон" (1918), "Сподручница грешных" (1918), "Иваны" (1918),
"Огненное А" (1918), "Мамай" (1920), "Детская" (1920), "Пещера" (1920)
и другие. Именно в связи с рассказом "Пещера" критик-эмигрант
Д. Святополк-Мирский напишет: "Это...история деградации и нищеты людей,
одержимых единственной идеей - добычи пищи и топлива. Это кристаллизированный
кошмар, слегка напоминающий По, с той лишь небольшой разницей, что кошмар
Замятина предельно правдив".
К этому же периоду относится создание книги о Г. Уэллсе "Герберт Уэллс"
(1922), в которой Замятин рассматривал научную фантастику как наилучший
метод отражения действительности.
Особо надо сказать о романе "Мы". Написанный в 1920 г. он был
нов не только в содержательном, но и в формальном отношении. До появления
"Мы" в литературе не было романа-антиутопии. Как вспоминал в 1932
г. Замятин, на Кавказе ему рассказали басню о петухе, у которого была дурная
привычка петь на час раньше других: хозяин петуха попадал из-за этого в такие
неудобные положения, что в итоге отрубил петуху голову. "Роман "Мы", -
заключает писатель, - оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой
форме поднимать было еще слишком рано, и поэтому после напечатания романа
(в переводах на разные языки) советская критика очень даже рубила мне
голову". Изображенное в романе тоталитарное Единое Государство превратило
каждого в "стального шестиколесного героя великой поэмы". Любовь, этика,
счастье организованы и математизированы, периодически всем нумерам (обитателям
этого государства) делают Великую операцию по удалению фантазии. Одна из
линий романа - любовь нумера Д-503 к девушке 1-330, осветившая ослепительным
светом его жизнь, но вскоре погашенная самим же нумером, предавшим свою
возлюбленную и холодно созерцавшим потом ее казнь. Характерная для
послеоктябрьского творчества Замятина ситуация: луч света, надежды пробивается
через зловещие тучи и гибнет в бессилии остановить их движение.
В 1927 г. в издательстве "Круг" вышел сборник произведений писателя
"Нечестивые рассказы", куда были включены его новейшие произведения.
В 1929 г. - в издательстве "Федерация" четырехтомное собрание сочинений,
прерванное на четвертом томе. Но крупнейшими, наметившими начало нового,
светлого, похожего на раннее творчество, этапа, были драматургические
произведения писателя: "Общество Почетных Звонарей", "Блоха", "Атилла".
Историческую трагедию "Атилла" Замятин писал около трех лет. Идея крушения
государственности и тема патриотизма возвращали Замятина к времени
революции, способствовали и пересмотру, и укреплению прежних убеждений.
Следствием публикации романа "Мы" и последовавшего давления на Замятина
стало решение писателя временно покинуть СССР. С 1932 г., оставаясь
советским гражданином, Замятин жил в Париже. Здесь он пишет ряд статей,
очерков, воспоминаний о деятелях русской культуры: Станиславском,
Мейерхольде, А. Толстом, Лавреневе и других. Главным же произведением
парижского этапа был роман "Бич Божий", создававшийся на том же материале,
что и "Атилла". Состояние Европы, потрясенной революциями и войнами,
предчувствующей грядущие небывалые катастрофы, передано в романе уже с
первых страниц. Роман вышел в свет уже после смерти автора в 1938 г.
в Париже.
Постепенно отношение к Замятину на родине улучшалось, в 1934 г. он был
принят в Союз писателей СССР. Но вернуться домой писателю не было суждено,
он умер в Париже в 1937 г.
Произведения Замятина, творившего в революционную эпоху, так или иначе
связаны с нею и стали ярчайшим художественным документом своего времени,
прочно вошли в историю отечественной и мировой литературы, легли в основу
фундамента национальной культуры. Один из замечательных художников XX века,
в своем творчестве Замятин стремился к той "настоящей правде", которая
"всегда неправдоподобна" (эти слова из "Бесов" Достоевского он любил
повторять). Несмотря на деление творчества писателя на разные этапы, можно
говорить о цельной и стройной художественной системе Замятина.
К титульной странице о Замятине