«Тату» + «трэш» = 10 000


А. Шепелёв известен как сторонник "жёсткости" в прозе - шока, динамики, сюжетности, реализма, глубокого психологического анализа, соединённых с разрешением вопросов метафизических - одним словом, его кумир Достоевский. С другой стороны, он мастер словесной игры в стиле Набокова-Вен. Ерофеева-Кручёных-Хармса – и не даром ученик "заумника" Сергея Бирюкова… Короче, взрывной коктейль – жизнь художников-маргиналов – непризнанных поэтов и экстремальных рок-музыкантов, атмосфера ночных клубов и тамбовских задворков, лесбийская любовь, порционный виртуозный мат, вопросы о бытии Божием… - издатели именуют такой стиль "трэшем". Роман, по словам автора, писался ровно 20 месяцев и обобщает жизненный опыт ровно пяти лет.
Тогда стандартный вопрос - о чём роман?
О жизни (смеётся). Художественное творчество на то и существует, дабы воплощать то, что невозможно воплотить в других сферах, перевести на другие языки – разговора, науки, философии, идеологии, рекламы… Поэтому – всё то о чём я хотел сказать, уже сказано в романе.
Выражаясь литературно, спросим: что подвигло столь юного автора на создание произведения крупной формы, характерной для зрелого возраста?
Во-первых, я не считаю себя столь уж юным как писателя – с семилетнего возраста я извёл тонны бумаги; во-вторых – отвечаю – по моему глубокому убеждению, настоящий или, если угодно, большой художник должен быть не только талантливым, но и влиятельным, то есть, грубо говоря, владеть умами масс и своих коллег… а самая магистральная форма современной литературы – это как раз роман – их ещё читают(!) в отличие от рассказов и стихов…
И всё-таки – самый жгучий вопрос: чем обусловлен выбор темы – лесбийская любовь?
Я бы не сказал, что это основная тема. Это своего рода символ, имеющий, как и подобает символу, множество слоёв смысла. На самой поверхности – мода, современные юнисексные тенденции, группа «Тату» и всё такое… Далее, допустим, переходим уже на уровень литературы – нужен новый герой, новая сюжетная ситуация, воплощение именно нашего времени. Набоков создаёт свою Лолиту – сексуально привлекательную девочку-нимфетку, ставшую литературным мифом, символом, культурным архетипом всей второй половины 20 века, как совершенно новый тип роковой женщины, а пикантную любовную историю как противопоставление отжившему своё адюльтеру. Я вот попытался произвести очередную ревизию. Вместо классической схемы "Король, дама, валет" (название романа того же Набокова) у меня "Дама, дама, туалет"…Следующий уровень – психологический анализ, проблема женской красоты, следующий – проблема личности вообще, личность и среда и т.д. и т. п.
Есть ли реальные прототипы у героев и - особенно интересно - у героинь романа?
Я оставляю за собой право умолчания.
Ещё один насущный вопрос: использование ненормативной лексики.
Я, как это ни странно, выступаю с осуждением тотального распространения этого явления. Я использую подобные слова и выражения в речи персонажей. И никогда – в их прямом предметном или предикативном смысле. Вообще хоть меня и считают автором модным и молодёжным, мне противен весь этот новояз тинейджеров, новых русских и телеэкрана… Я даже иногда ловлю себя на том, что закавычиваю такие слова – в принципе уже ставшие общеупотребительными – "крутой" или "трахнуть"…
Как ты предваришь выбранный для публикации отрывок?
Я понимаю, что всё здесь сделано на потребу публики. С одной стороны, подавай что-нибудь возбуждающее… а с другой – не слишком уж откровенно (тоже идиотское слово!!) – цензура-то не дремлет. Фрагмент он и есть фрагмент, он только намекает на целое. Я дал ему подзаголовок, взятый из новейшей постфрейдистской психологии. «Первотравма»

Алексей Долгов


К предыдущей странице