Живопись Н.И.Ладыгина
С детства Николай Ладыгин увлекался рисованием. Немного повзрослев,
он освоил технику масляной живописи, много занимался копированием
работ известных художников. Его любимыми русскими живописцами были
И. Шишкин, И. Левитан, М. Врубель; западноевропейскими - постимпрессионисты
Ван Гог и П. Гоген. Ладыгину не удалось окончить художественное училище
в Петрограде, где он начинал учиться в начале 1920-х гг. Однако
отсутствие профессионализма в рисунке и композиции в своих живописных работах
он с успехом восполнял незаурядным даром колориста. В работе над картинами ему
также помогали точный глаз и редкие аналитические способности.
Главное место в творчестве Ладыгина-художника занимали жанры
пейзажа
и портрета. Он очень любил природу среднерусской полосы, которая была
неизменным предметом изображения его живописных произведений.
Он сам признавался в своих стихах:
Река и лес - мои мотивы.
Люблю я легкую волну,
Когда пишу под шорох ивы
Речную нашу сторону.
Люблю во всякую погоду
Деревья, воду и кусты.
Какой хотели вы природы,
Какой безумной красоты?
<...>
Пускай двухсотый спутник пущен,
И мы освоим небеса, -
Я ничего не знаю лучше,
Чем наши реки и леса.
В своих пейзажах Ладыгин стремился к достоверной точности и реалистической
конкретности, старался отобразить окружающий мир таким, каким он видится
человеком - во всем многосложном своеобразии и красоте. В последние годы
жизни он писал миниатюрные пейзажи на овальных
березовых срезах, отчего
создавалось впечатление, что они принадлежат не делу рук человеческих,
а являются творениями самой природы.
Поэзия и живопись в произведениях Ладыгина причудливым образом
переплетаются, проникают друг в друга, оказывая активное воздействие.
Так, например, исследователи его поэтического творчества отмечают,
что "Н. Ладыгин - поэт очень изобразительный" (В. Кулаков), что
"соотношение графики, цвета и света" в его стихах "находится в
гармоническом единстве"(С. Бирюков); его поэзия "наполнена теплом солнца,
живительными соками земли" (А. Раскин). Художественная терминология
здесь очень точно соотносится с самим явлением, поскольку в поэзии
Ладыгина неизменно живет художник, воспринимающий окружающий мир по
законам формы, линий, цвета и света.
Среди многочисленных живописных работ Николая Ладыгина сохранилось
большое число
автопортретов (около 40). В них художник как бы пытается
заглянуть во внутрь самого себя, увидеть, постичь и без прикрас отразить
самые потаенные стороны собственной души.
К титульной странице о Ладыгине