Мара - имение Боратынских

Современник Пушкина, представитель древнего
дворянского рода, поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) родился на Тамбовщине и провел детство в усадьбе, называемой "Мара". Тамбовское имение близ уездного города Кирсанова было пожаловано императором Павлом I отцу поэта, генерал-майору Абраму Андреевичу Боратынскому в 1796 году за высокие заслуги перед Отечеством. После выхода в отставку в 1798 году в чине генерал-лейтенанта Абрам Андреевич, совместно со своим братом Богданом Андреевичем построил здесь большой дом, в котором родился первый его ребенок - Евгений. В 1804 г. семья Боратынских перебралась в строящуюся усадьбу Мара. К 1820-м гг. усадебный комплекс Мары состоял из деревянного барского дома, Вознесенской церкви, летнего каменного павильона "Грот" псевдоготических форм, хозяйственных построек; многоярусного парка с прудами, мостиками, каскадами, беседками и затейливыми тропами на родниковой речке Маре; фруктового сада, ягодников и розария.
На протяжении ХIХ столетия имение Боратынских Мара было местом
притяжения многих знаменитых людей того времени, своеобразным культурным центром. Здесь читались и обсуждались стихи, велись споры философского характера, писались живописные произведения, звучала музыка, ставились оперы. Гостями тамбовского имения Боратынских были Н.И.Кривцов (бывший дипломат, брат декабриста С.И.Кривцова, знакомый Пушкина, Вяземского, Карамзина), Б.Н.Чичерин (писатель, юрист, публицист, земский деятель и страстный собиратель памятников искусства), художник Э.А.Дмитриев-Мамонов, писатель Н.Ф.Павлов, поэт М.А.Жемчужников, композитор Ц.А.Кюи и другие. С 1831 года в Маре вместе со своей дочерью от первого брака жила С.М.Дельвиг - вдова барона А.А. Дельвига, вышедшая второй раз замуж за брата поэта, С.А.Боратынского.
Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать "дворянским гнездом", поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещенного сословия русского государства.
Один из них - поэт, в стихах которого тема Родины очень часто сосредоточивается в образе отеческого дома - "священного крова", "сени святой", "глуши смиренной" - надежного пристанища всех нравственных ценностей, символа незыблемых жизненных устоев. Детство поэта, проведенное здесь, общение с людьми и окружающей его природой, которую Евгений Боратынский почитал за "истинного друга", легли невидимой печатью на его характер, художественное восприятие мира и литературное творчество.
Тамбовское имение Боратынских не сохранилось. Лишь
портреты фамильной галереи, хранящиеся в фондах тамбовских музеев, надгробные памятники семейного некрополя, коллекция фотографий музейных и частных собраний, архивные документы свидетельствуют о некогда процветавшем роде и высочайшей культуре русской усадьбы конца ХVIII - начала ХХ века.
О попытках возрождения усадьбы Мара рассказывает статья профессора А.А. Соболевой "Возрождение усадебной культуры", опубликованная в журнале "Мир библиографии", №1, 2006 год. Предлагаем вашему вниманию Интернет-версию статьи.

Примечание.

Фамилия поэта имеет двоякое написание. Во второй половине XIX века
преобладало написание через букву "а" - Баратынский; оно возникло при жизни Евгения Абрамовича исключительно по инициативе первых его издателей и с ним поэт вошел в литературу. Однако свои письма и деловые бумаги представители древнего дворянского рода Боратынских подписывали через букву "о"- Боратынские. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных памятниках членов фамилии, ныне находящихся на кладбищах Петербурга, Москвы, Тамбовщины. Наш выбор в написании фамилии поэта объясняется биографическим оттенком представленной здесь информации.
  • К титульной странице о Е.А.Боратынском