28 июня 1786 г. в Тамбов с инспекцией прибыл Тамбовский
и Рязанский генерал-губернатор И.В.Гудович. Гавриил Романович Державин, бывший с марта этого года начальником Тамбовского наместничества, дал по этому поводу в своем доме (губернаторский дом находился на месте нынешней академии детства) праздник, основу которого составляло театральное представление аллегорического характера, текст которого был написан Державиным. Этот спектакль был первым в истории нашего города, и от него ведется отсчет "возраста" Тамбовского театра. С этого дня спектакли в губернаторском доме играются систематически. Державин придает им значение воспитательное и образовательное. Педагогическую работу с дворянской молодежью, привлеченной к участию в спектаклях, увлеченно проводит супруга наместника Екатерина Яковлевна. По инициативе наместника начинается строительство первого театрального здания, для чего из столицы был приглашен архитектор Лукини, а оборудованием театральной машинерии ведал механик Барзантий. Пока строился театр, в губернаторском доме продолжались спектакли, душой которых была Екатерина Яковлевна, обучавшая актерскую молодежь из дворянских семей манерам, разрабатывавшая с ними сцены, учившая шитью сценических костюмов, работе над ролью. Первым спектаклем, помимо тех, основу которых составляли творения Г.Р.Державина, была постановка комедии М.Веревкина "Так и должно". Среди исполнителей первого спектакля была девица Орлова, коей суждено было перекинуть мостик от театральных начинаний Г.Р.Державина к театру XIX века.

В декабре 1788 года Державин в результате чиновничьих
интриг был отстранен от должности и покинул Тамбов. Городским ретроградам удалось на время приостановить многие культурные начинания Державина. Но похоронить не удалось ни одного. Потянулась в будущее и "театральная ниточка". С 1788 по 1815 год постоянного профессионального театра в Тамбове не было. Однако стараниями приобщившихся к театральной культуре некоторых помещиков спектакли, хоть и не регулярно, но давались. Игрались они силами крепостных, принадлежавших дворянам Ниловым и Елагиным. Изредка ставились спектакли силами энтузиастов из числа той молодежи, которая начинала в свое время в спектаклях Державинского театра. Репертуар черпался из библиотечки, что некогда приобрел Державин у своего петербургского знакомого, известного просветителя Новикова. Это были пьесы сугубо нравственного, воспитательного характера.

В 1815 году один из просвещенных тамбовских помещиков Маслов
по инициативе жены, а ею была та Мария Орлова, что делала первые шаги на сцене Державинского театра, построил театральное здание напротив присутственных мест (приблизительно на месте нынешней картинной галереи). Основу репертуара Масловского театра составляли разные жанры театрального искусства - мелодрама, комедия, опера, трагедия. Носил он также ярко выраженный воспитательный характер и служил нравственному совершенствованию общества. Сведений о том, когда этот театр прекратил свое существование обнаружить не удалось, но он оставил заметный след в истории театральной культуры города и положил начало длительному "антрепренерскому" периоду. Первым из таких антрепренеров был дворянин Голощапов, отставной военный, человек достаточно образованный и отличавшийся определенным свободомыслием, о чем свидетельствует постановка на сцене его театра комедии Грибоедова "Горе от ума" (1838 г.) в то время как пьеса эта имела жесткие цензурные ограничения. Репертуар этого театра отличался и народностью, и достаточно высоким вкусом. Правда, нравственная проблематика пьес Бахтурина, Полевого, не выходила за пределы сентиментального морализаторства, однако служила делу воспитания нравов. О достаточно высоко профессиональном уровне труппы Голощапова свидельствует тот факт, что именно с этой труппой играли такие премьеры столичной сцены, как Мочалов (1840), Самойлов (1843) и Живокини (1844). Если первый относился к своему гастрольному окружению снисходительно, то два других были очень требовательны, а то и капризны. Играть с кем попало они бы едва ли согласились. Важно отметить, что вместе с Мочаловым впервые в Тамбове играл Николай Хрисанфович Рыбаков - оба в роли Гамлета. Причем Рыбаков дал отличную от своего прославленного собрата трактовку шекспировского образа. Первый - был романтиком, второй - придавал большее значение психологической стороне роли. Театр этих лет выполнял прогрессивную роль, формируя духовные потребности и демократические взгляды зрителей. Театральные вкусы тамбовцев были неоднородны: у эстетически непритязательной приказчичьей и чиновничьей публики, составлявшей не такую уж значительную часть зрительской аудитории, пользовались успехом переводные водевили и мелодрамы. Наиболее развитые категории зрителей - дворянство, купечество, интеллигенция, студенчество вместе с наиболее образованными рабочими предъявляли высокие требования и к репертуару, и к исполнению. Более того к интеллектуальному и нравственному облику артиста. В связи с этим можно отметить одно любопытное обстоятельство. По традиции, все театральные здания в Тамбове второй половины прошлого века тяготели к Знаменской площади с одноименной церквью (она находилась немного северней нынешней гостиницы "Театральной"). Подобное сближение не могло не сказаться на нравственной атмосфере театральных коллективов. Театральные помещения располагались по Долевой (сейчас улица К.Маркса) от Студенца почти до площади. Антрепренерами были тамбовские купцы братья Аносовы, Хренников, Пикулин. В знаменитом театре у Канавы (на самом берегу Студенца) впервые была поставлена опера А.Верстовского "Аскольдова могила", где в роли Торопки дебютировал российский самородок Иван Лавров, через несколько лет украсивший труппу Большого театра. В середине века город арендовал у владельца Гонеля здание на Знаменской (в настоящее время Октябрьская) улице, где сейчас располагается родильное отделение первой горбольницы. Здесь открылся Зимний театр с хорошим залом, удобными гримировочными, сценой и кулуарами. С этим зданием связана антрепренерская деятельность младшего Аносова, известного под псевдонимом Григорьев. Благодаря ему тамбовцы увидели знаменитого английского трагика-негра Айру Олдриджа, сыгравшего с тамбовской труппой "Отелло" и "Короля Лира". В репертуаре трагика была и роль Макбета, однако Григорьев от скороспелой постановки этой трагедии - а в репертуаре труппы ее не было - отказался, несмотря на выгоды, которые сулила постановка. Но тамбовцы не хотели отказать себе в удовольствии видеть в "Макбете" восхитившего их артиста. Тогда любительская труппа, возглавлявшаяся генерал-лейтенантом Карцовым и имевшая очень серьезный репертуар ("Ревизор" и "Женитьба" Гоголя, "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, "Станционный смотритель" по Пушкину, комедии Тургенева), согласилась в кратчайший срок подготовить "Макбета" и спектакль прошел с большим успехом. Достойное партнерство со знаменитым актером-иностранцем (Олдридж играл на английском языке) свидетельствует о высокой культуре любительской труппы и ее лидера. Театральному любительству обязаны мы и тем, что оно стало истоком деятельности замечательного русского актера и театрального педагога Владимира Николаевича Давыдова, впервые приобщившегося к сцене в любительском коллективе Тамбовской гимназии. Впоследствии, уже будучи профессиональным актером, он играл в Тамбове, в антерпризе того же Григорьева. Антрепренер был широко известен в театральном мире российской провинции, его любили, ценили, служить в тамбовской антрепризе считали за честь. Благодаря этому в Тамбовском театре той поры блистали многие талантливые русские актеры. К примеру, одна из лучших учениц великого Щепкина Л.Шмитгоф, актриса многогранного дарования, отличавшаяся точностью и реалистической выразительностью. В труппе подвизался известный московский журналист В.Гиляровский. В 1876 году в труппу вступил вместе со своим сыном великий русский трагик Николай Хрисанфович Рыбаков. Однако служить ему на нашей сцене не довелось - 15 ноября 1876 года он скончался от сердечной болезни и был погребен на Успенском кладбище, рагромленном в 30-х годах 20-го века. В конце 19-го века антрепренером тамбовского театра был прославленный Н.Бородай, пригласивший на гастроли уже прославившегося на сцене Московского художественного театра И.Москвина, где он сыграл к тому времени свою лучшую роль - царя Федора.

В 1901 году в товариществе актеров, снявшем тамбовский
театр, служил великий русский и грузинский актер и режиссер (впоследствии, естественно) Котэ Марджанишвили. Огромное значение имели для тамбовцев гастроли Передвижного театра под руководством Павла Гайдебурова, проходившие в 1905, 1908 и 1913 годах. Ведущей актрисой этого коллектива была Надежда Скарская, сестра великой Комиссаржевской. В репертуаре театра были драмы Чехова, Островского, трагедии Шекспира и даже запрещенная к исполнению в провинции пьеса Горького "На дне". Репертуар и эстетика этого театра свидетельствуют о самых серьезных просветительских и воспитательных принципах коллектива. В августе 1917 года на тамбовской сцене замечательный русский актер - гастролер Павел Орленев играл свои лучшие роли - Освальда в "Привидениях" Ибсена и Раскольникова в инсценировке "Преступления и наказания" по Достоевскому.

Октябрьский переворот оборвал прежнюю театральную деятельность в Тамбове.
В 1918 году председателем Тамбовского губисполкома стал Михаил Дмитриевич Чичканов, с именем которого связано возникновение Первого советского свободного театра. Организатором его был заброшенный в Тамбов перипетиями гражданской войны актер Алексей Артуновский, а руководителем режиссер Василий Бардин. Труппа была собрана в Москве, в нее вошли известные провинциальные актеры Волгина, Яновицкий, Подбельцев, Ленская. По решению губисполкома было национализировано помещение частного кинематографа (сейчас в этом здании дом культуры "Авангард"). Театр просуществовал всего один сезон, но этот сезон был насыщен и по репертуару, и по количеству данных спектаклей. В репертуаре было около 50 названий: Островский, Чехов, Л.Толстой, Н.Лесков, Шиллер, Горький, Гейерманс. Это было возможно потому, что труппа формировалась по старому "антрепренерскому" принципу: у каждого члена коллектива были игранные роли именно в этих пьесах. Это был первый послереволюционный театр, хотя он не мог похвастаться ансамблем. Параллельно с профессиональным театром в городе работал Пролеткульт со множеством студий. Драматическое искусство было представлено "Студией художественной арены". Рейд генерала Мамонтова прекратил деятельность первого советского свободного театра. После того, как жизнь в городе вошла в свою колею, в здании бывшего дворянского собрания начал свою деятельность профессиональный театр, во главе которого стоял вчерашний руководитель Художественного театра Борис Михайлович Снигирев. В недрах Пролеткульта зародился агиттеатр и передвижные агитбригады. Инициатором этого движения был журналист Н.Ряжский, с именем которого связаны почти все наиболее яркие страницы театральной жизни Тамбова в начале 20-х годов. Эти годы самые насыщенные в смысле концентрации театральных начинаний в Тамбове. Здесь и студии Пролеткульта, и профессиональный театр, и Первый Пролетарский с его массовыми зрелищами на Соборной площади, и Тамбовская опера, основанная С.Стариковым. Город невольно становится ареной идейно-художественной борьбы. Конфликт возникает между студией "Лефро" во главе с Н.Ряжским и Реалистическим театром Б.Снигирева. "Левые" выступают и против "реалистов", и против оперы. Сами же постепенно теряют мастерство, скатываются к подражательности, подменяют театр цирком, плакатом, буффонадой. В 1923 году оба коллектива прекратили свое существование, и Б.Снигирев, и Н.Ряжский покинули Тамбов.

Период с 1923 по 1937 год характерен постоянно сменяющимися
коллективами, очень неравноценными по своим художественным возможностям и эстетической направленности. Говорить обо всем нет смысла. Но некоторые из них заслуживают упоминания. Коллектив, руководимый Анчаровым, отличался высокой культурой, в нем служили очень талантливые актеры Гринин, Маевская, Клавдина, Ермилов. Коллектив следовал принципам русской психологической школы и преследовал нравственно-просветительские цели. Репертуар составляли произведения Шекспира, Гоголя, Грибоедова, Шиллера, Гуцкова, Островского, Гюго, Достоевского. Спектакли покоряли подлинностью переживаний, интеллигентностью актеров. В сезоне 1926-1927 годов коллектив под руководством Ильнарова впервые показал на тамбовской сцене современную драматургию. Это был "Яд" Луначарского, "Воздушный пирог" Ромашова, "Мандат" Эрдмана. Но спектакли эти были подражательны, копировали столичные постановки, а потому оказывались мертворожденными и не могли завоевать успех. Тамбовский зритель этих лет был эстетически очень развит, чему способствовали гастроли очень подготовленных и продвинутых коллективов Московской оперы с блестящими вокалистами Рачинской, Миклашевской, Тарховым. В репертуаре были не только привычные оперы Чайковского, Римского-Корсакова и Верди, но никогда не шедшие на тамбовской сцене "Заза" Леонкавалло и "Дочь кардинала" Галеви. Систематически гастролировал превосходный коллектив Воронежской оперетты. Среди драматических трупп нельзя не назвать Московский театр импровизации ("Семперантэ") с талантливыми Левшиной и Быковым, Московский драматический театр под руководством Смышляева, воспитанника одной из студий МХТ.

В 1937 году Тамбовская область выделилась из состава
Центрально-черноземного округа и стала самостоятельной административной единицей. В связи с этим было принято решение о создании Тамбовского областного театра драмы на стационарной основе. Формирование труппы было поручено направленному в Тамбов известному режиссеру Льву Михайловичу Эльстону, основателю знаменитого Уральского реалистического театра. Эльстон возглавил своеобразный "штаб", отвечавший за все стороны деятельности театра. В него входили директор П.М.Каринский, главный администратор Л.И.Малыгина, администратор Л.А.Катони. Главным художником был утвержден только что окончивший институт А.Г.Лугарев. Основным режиссером был назначен А.М.Незнамов, а музыкальную часть возглавил композитор А.С.Кессельман.
21 октября 1937 года Тамбовский областной театр открылся
спектаклем "Любовь Яровая" в постановке Эльстона. Спектакль был с восторгом принят зрителем, но получил разгромную рецензию в областной газете.
Трудно переоценить значение Л.М.Эльстона для всей истории тамбовского
театра: им были заложены идейно-эстетические принципы, проведена серьезная организационная работа, основано Тамбовское отделение Всероссийского театрального общества (ВТО). В основу деятельности театра Эльстоном были положены принципы художественного реализма, что позволило не поддаваться модным в то время формалистическим течениям. Но сам режиссер был сторонником яркой театральности и глубоко психологического подхода к образу. Эльстон тяготел к широким драматургическим полотнам. Лучшими его работами были "Русские люди" К.Симонова, "Собака на сене" Лопе де Вега, "Принцесса Турандот" К.Гоцци, "Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьева и вершина его тамбовского периода "Ромео и Джульетта" и "Двенадцатая ночь"Шекспира. А.М.Незнамов был мастером тонкого психологического письма. Его наиболее значительные работы "Нашествие" Л.Леонова, "Машенька" А.Афиногенова, "Хозяйка гостиницы" К.Гольдони, "Стакан воды" Э.Скриба. Труппа объединяла множество очень талантливых актеров: Б.П.Шмит, заслуженный артист РСФСР, И.А.Иварфэ, Р.И.Ангарова, Н.И.Коварский, М.И.Коварская, М.В.Васильева, Г.П.Патлис, Т.А.Болотова, Г.Ю.Зоренин, Т.А.Битрих, В.М.Белевцев. При театре проходила профессиональную подготовку группа молодежи, составляющей вспомогательный состав и впоследствии вошедшей в состав актерский. Среди них В.П.Полунина, А.Г.Канищев и А.Н.Смирнов.
Летом 1938 г. театр сильно пострадал от
пожара. Сезон пришлось открывать в клубе железнодорожников. В отремонтированное здание театра труппа вернулась осенью 1940 г.

История театра в годы Великой Отечественной войны может быть
предметом особого изложения. Все эти годы коллектив работал без отпусков и выходных дней, отдавая средства от внеплановых спектаклей на строительство самолета "Тамбовский облдрамтеатр", который был передан группой актеров, выезжавших на передовые позиции, Воронежскому фронту. Театр получил Грамоту Верховного Совета СССР и телеграмму Верховного Главнокомандующего. Бригады актеров обслуживали размещенные в Тамбове эвакогоспитали, там же проводились палатные читки для тяжелораненых. Необходимо отметить, что, невзирая на все трудности военных лет, Л.М.Эльстон и А.М.Незнамов проявляли особую заботу о профессиональном совершенствовании коллектива, выдвигая особо талантливую молодежь. Примером тому может служить творческая судьба известного мастера Малого театра Татьяны Александровны Еремеевой, которая - тогда еще под фамилией Битрих - несла на себе весь репертуар молодой героини. Выросли на тамбовской сцене именно в эту пору А.Ф.Годлевский и И.Н.Марин, блестящий характерный актер, достигший высочайшего звания - народный артист СССР. В 1944 году скончался любимейший актер тамбовцев Николай Иванович Коварский (погребен на Воздвиженском кладбище), прославившийся яркостью и сочностью красок и абсолютной органичностью в ролях Кутузова, Булычова, Прибыткова, Васина. В Малый театр была переведена Т.А.Битрих, а вскоре и сам Эльстон был переведен в Симферополь на возрождение Крымгостеатра, разгромленного немцами.
А.Е.Ларионов, заслуженный артист РСФСР, сменивший Эльстона на
посту художественного руководителя, был полной противоположностью своему предшественнику. Романтик по складу натуры, человек взрывного темперамента, импульсивный и непредсказуемый, он был очень талантлив, но очень нелегок в общении. Его руководящей идеей было воспевание русского характера. Ларионов руководил театром с 1944 по 1947 год . За это время им были поставлены такие яркие, мощные спектакли, как "Снегурочка" Островского с музыкой Чайковского, "Петр I" А.Толстого, где сам постановщик выступил в заглавной роли, "За тех кто в море" Лавренева, "Офицер флота" Крона, "Горе от ума", "Женитьба Белугина", "Победители" Чирскова. Часть прежней труппы Тамбов покинула. Ларионов пригласил новых актеров, среди которых были художники незаурядного дарования - Л.Развозжаев, Л.Герц, А.Манакина, Т.Тагац, С.Венгерова. Спектакли поражали масштабностью, размахом, яркостью красок. Одновременно ставил спектакли второй режиссер Константин Тимофеевич Бережной ("Хозяйка гостиницы", "Свадьба Фигаро", "Младшая сестра"). Ларионов добился открытия при театре студии на правах среднего специального образования. Преподавали в ней ведущие актеры Г.Патлис, Н.Смирнов, художник К.Стаховский, балетмейстер Ф.Полуянов. Приглашались специалисты из Москвы - шекспировед М.Морозов, специалист по театру Островского В.Филиппов, доцент Пединститута филолог Н.Кравцов. Большинство окончивших эту студию были переведены в актерский состав, разъехались по другим театрам, завоевали почетные звания не только России, но и других республик. Дипломным спектаклем студии был "Бессмертный" по пьесе А.Арбузова и А.Гладкова.Весной 1947 года Ларионов в результате острого конфликта с тамбовскими властями покинул Тамбов.

Целые 10 лет, с 1947 по 1957 год художественным руководителем театра
был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Александрович Галицкий. Это был период наиболее яркого расцвета в истории Тамбовского театра, хотя совпал он с годами наиболее сильного партийно-государственного давления на искусство. Галицкий, будучи не только опытным режиссером, но и незаурядным дипломатом, сумел не только удержать театр от падения в безликость и серость, но и добился его подъема за счет повышения актерского мастерства, формирования оригинального репертуара, привлечения в Тамбов многих талантливых режиссеров. На тамбовской сцене началась карьера многих ныне известных мастеров отечественного театра - Н.Пастухова, В.Леонтьевой. В спектаклях Тамбовского театра этой поры выступали такие мастера, как Игорь Ильинский, Нина Алисова, Владимир Хенкин, Сергей Мартинсон.. Воспитал Галицкий тамбовских драматургов - Д.Девятова и Н.Архангельского. Высокой точки мастерства достигли под его руководством А.Годлевский и И.Марин, актерами стали вчерашние студийцы В.Филатова, Л.Артемова, Н.Рубцов. Театр пригласили на целый месяц гастролировать в Москву, где он имел безоговорочный успех, а ряду актеров и Галицкому были присвоены почетные звания; спектакль "В Лебяжьем" по пьесе Д.Девятова был удостоен Государственной премии. Наиболее полюбившимися тамбовцам актерами этой поры были М.Коваленко, О.Мингалева, Д.Патрин, В.Филатова, И.Супруненко, В.Калиниченко и, конечно, корифеи М.Коварская, М.Васильева, М.Хомутков, И.Бунин, В.Соколов, А.Карантаев, Балаев. Успешно работали режиссеры М. Нагли, Лермин, В.Качирин (начавший еще до войны в Тамбовском ТЮЗе).

Уехавшего осенью 1957 года Галицкого сменил на посту главного режиссера
заслуженный деятель искусств Армении Борис Михайлович Филиппов. Его пора отмечена постановкой таких талантливых спектаклей, как "Эзоп" Фигейредо с Н.Крицким в заглавной роли и "Барабанщица" А.Салынского, в которой одержала безусловную победу молодая Т.Гаврилова. Через два сезона Филиппов ушел из театра и покинул Тамбов.
Михаил Михайлович Ваховский, заслуженный деятель искусств РСФСР,
длительное время возглавлявший Тамбовский театр, был личностью противоречивой. Талантливый режиссер-постановщик не избегал серьезной драматургии: "Оптимистическая трагедия", "На дне", "Ленинградский проспект" И.Штока (спектакль, показанный на сцене Кремлевского театра и высоко оцененный автором), но также в репертуаре появились пьесы Шаврина, Софронова "Стряпуха"и "Стряпуха замужем", Дольд-Михайлика "И один в поле воин". В это же время режиссер В.Качирин поставил интересные и значительные спектакли - "На золотом дне" Мамина-Сибиряка, "Каменное гнездо" Х.Вуолийоки, "Блудный сын" Э.Раннета, "Обрыв" по Гончарову, и наконец "Чайку" А.Чехова. Долгое время в театре работали И.Самохвалов ("Преступление и наказание", "Дамы и гусары"), В.Ясногородский ("С любовью не шутят", "Всадник без головы"). По инициативе Ваховского на базе Тамбовского театра был организован филиал Школы-студии МХАТ, показавшей по завершении курса дипломный спектакль "Последние". Лучшими актерами труппы Ваховского были К.Абашина, М.Корнилова, Н.Маруфов, И.Бодэк, М.Правоторов, З.Белова, Д.Патрин, А.Капустина, М.Коварская, И.Марин, Л.Потапушкина. Выдвинулись представители молодежи - Г.Марина, Э.Кружнов, В.Мусоян, К.Фурман. Однако постепенно ведущие мастера Маруфов, Белова, Бодэк, Потапушкина и некоторые другие покинули театр. Перешел в другой город и Ваховский. Борис Никифорович Докутович, московский режиссер, был на своем посту недолго, но запомнился спектаклями "Расплата" по одноименному роману А.Стрыгина о Тамбовщине в период революции и гражданской войны, "Они сражались за Родину", "Щит и меч" и "Васса Железнова" (с М.Н.Квасовой в заглавной роли).
Виктор Иванович Регурецкий пришел в Тамбовский театр в 1968 году.
К этому времени скончался В.Качирин, в Дом ветеранов уехали замечательные мастера А.Войлошникова и М.Коварская, молодежь отправилась на поиски своей судьбы. Труппу пришлось формировать заново. Ведущими актерами стали давние любимцы тамбовского зрителя М.Корнилова, Д.Дульский, опытный актер Н.Гайдышев, Н.Рубцов, талантливый самородок М.Хомутков, выдвинулись на первые роли К.Фурман, Г.Марина, В.Головков, Н.Рубцов, пришедшая из самодеятельности В.Попова. Продолжал свою деятельность народный артист СССР И.Марин. Лучшими спектаклями, поставленными Регурецким, были: "Соловьиная ночь" В.Ежова, драма немецкого драматурга Голуя "Дом под Освенцимом", снятая с репертуара распоряжением секретаря обкома Сазоновой (в этом спектакле на уровне высокой трагедии играла А. Капустина). Спектакль "Колосья в крови" (постановка В.Регурецкого) стал продолжением работы театра со Стрыгиным, который теперь написал пьесу уже специально для Тамбовского драматического театра. Спектакль интересен портретными образами: Регурецкий с успехом играл в этом спектакле роль В.И.Ленина, А.Катков - В.А.Антонова-Овсеенко, а Г.Марина и Е.Мамонтова - Л.А.Фотиеву. В массовых сценах был занят режиссерский курс ТФ МГИК (набор 1967 г.), у которого Виктор Иванович был руководителем. Замечательной была актерская работа Регурецкого в роли полковника Березкина в спектакле "Золотая карета", поставленном А.В. Ивановым. Молодого солдата Тимошу, пришедшего с фронта слепым, играл М.Березин. Удивительной духовной чистоты и постановочной силы был спектакль "Без вины виноватые" (с Корниловой и Березиным в главных ролях), безусловно вошедший в историю Тамбовского театра как одна из вершин. На двух спектаклях Кручинину играла народная артистка СССР А.К.Тарасова. Сезон 1973 г. ознаменовался представлением спектакля "Бедная невеста" в постановке В.Регурецкого на Всероссийском смотре к 150-летию со дня рождения А.Н.Островского в г.Костроме. Дипломы I степени получили: за роль Добротворского з.а. РСФСР М.И.Проваторов, за роль Беневоленского Д.И.Дульский, а сам спектакль был награжден дипломом II степени. Масштабным спектаклем явился "Дети солнца" М.Горького (режиссер В.Я.Мартенс, в главных ролях Е.Колчинский и Н.Кочетова). Успех выпал также на долю спектакля "Королева Шотландская", где блистали В.Попова и К.Фурман. Это была последняя удача Регурецкого. После его отъезда короткое время театр возглавлял Владимир Станиславович Цесляк.
Анатолию Васильевичу Иванову, ученику знаменитого А.Эфроса,
удалось восстановить интерес тамбовцев к своему театру. Прежде всего это было сделано за счет репертуара. Отечественный театр, как и общество в целом, был увлечен самыми различными идеями совершенствования изуродованного за годы тоталитаризма сознания. Острый интерес возник к современной драматургии, открывшей таких авторов, как Гельман, Дворецкий, Славкин. И молодой талантливый режиссер (к этому времени заслуженный деятель искусств РСФСР) приводит на тамбовскую сцену спектакли "Заседание парткома", "Проводим эксперимент", "Мы, нижеподписавшиеся...". На первый план вышли актеры М.Березин, В.Боев, К.Фурман, Н.Рубцов (Чмутин "Ретро"), сохранили свое ведущее положение В.Попова, Е.Мамонтова, Т.Смирнова. Спектакли театра обсуждались наравне с газетными передовицами. Вновь возник интерес к местной драматургии и Иванов поставил пьесу И.Елегечева "Державин" ("Что есть истина"), посвятив его приближающемуся юбилею Тамбова. Спектакль получился неровный, но яркий. На спектакль "Я всегда улыбаюсь" (в главной роли В.Боев) приезжал автор, драматург Я.Сегель, и отметил постановку как самую удачную, а Боева определил как "я в молодости". Приглашенный на постановку спектакля "Древо жизни", В.Апостол привез с собой из Молдавии и художника и композитора. Они смогли передать актерам аромат родной страны и спектакль был удостоен восьми дипломов на Всероссийском смотре национальной драматургии, а театр был приглашен на успешные большие гастроли в Ленинград ("Женитьба", "Древо жизни", "Все в саду","Романтики"). Особой популярностью пользовался спектакль "Ретро" (Н.Рубцов, А.Капустина, Т.Смирнова, Е.Мамонтова, В.Катушенко, В. Попова). Большое впечатление произвел спектакль "Тринадцатый председатель" (Сагадеев - В.Степанов, В.Щербаков). Иванову пришлось доказывать областному руководству правомочность этой постановки в данное время. В практику работы Иванов ввел приглашение столичных актеров в спектакли Тамбовского театра: так Л.Броневой и Л.Дуров играли в "Женитьбе" (режиссер О.Власов), В.Лановой и Татосов в "Тринадцатом председателе", Е.Евстигнеев в "Мы, нижеподписавшиеся". Вскоре Иванов оставил Тамбов.
Леонид Александрович Шалов был следующим главным режиссером
Тамбовского театра. При нем был возобновлен "Державин" в новой редакции. При нем отпраздновал свое двухсотлетие театр, Державиным основанный, а город - свой юбилей, 350-летие. Шалов с успехом поставил "Гостиницу "Астория", "Сцены из провинциальной жизни" ("Трудовой хлеб"). В спектакле "Рядовые" по новому открылся талант В.Степанова. Здесь же были заняты М.Березин и В.Щербаков. Партнерство этих актеров на сцене давало удивительный эффект осязаемости тех невидимых нитей, которые связывали их на протяжении всего спектакля и держали в напряжении зрительный зал. Н.Рубцов в роли Соляника сумел остро прочитать тему верующего человека на войне. Первым в стране Шаловым был поставлен "Саркофаг" Губарева, пьеса о Чернобыле, с которой театр успешно выступил в Москве на больших отчетных гастролях ("Саркофаг", "Что есть истина?", "Трудовой хлеб", "Все в саду"). Интересно, что "Саркофаг" в Тамбов приезжала смотреть группа актеров из Шекспировского королевского театра, а немецкое телевидение снимало спектакль для показа. Взрывной эффект произвел спектакль "Две стрелы" режиссера Лапикова. Искрометно играли Ю.Томилин, С.Ясаков, Е.Тюрганова, Н.Привалова, И.Замуруева, А.Яцевич, В.Катушенко, В.Степанов. Б.Калиновским был поставлен "Вечер" Дударева. Партнерское трио Т.Смирновой, М.Жуковского и Н.Рубцова вызывало теплые отклики в душах взрослых зрителей. Приглашенный режиссер С.Трапани поставил вызвавший много споров "Кабанчик" В.Розова. Спектакль, рассчитанный на молодежную аудиторию, попал точно в цель. Было много творческих планов. Но... Вследствие тяжелой болезни Шалов от руководства отошел, труппа ходатайствовала о приглашении Лапикова на роль художественного руководителя. Им был успешно поставлен "Тартюф" (в главной роли В.Степанов, В.Катушенко), "О, Мануэль", "Анахореты", но вскоре руководитель и труппа потеряли взаимопонимание и Лапиков ушел. После него театром руководили Н.Н.Рубцов, А.Н.Разладин. Были поставлены спектакли "Темные аллеи"( режиссер Ю.Карась), "Гарольд и Мод" (в главных ролях Е.Мамонтова и А.Дульский), "Вишневый сад" (реж. Савин). Некоторое время в театре снова работал В.И. Регурецкий, по написанной Шаловым во время болезни инсценировке "Прекрасная Галадриэль" им был создан спектакль. Такими событиями завершились два века тамбовской сцены.

Начиная с 1991 года к руководству Тамбовским драматическим
театром в должности директора-распорядителя (впоследствии - директора театра) пришел B.И.Комбаров. И хотя работа театра была затруднена продолжавшимся несколько лет ремонтом, за время его руководства было поставлено значительное количество спектаклей.
В статье Елены Покорской ("Экран и сцена" N20 1995 г.) о театре и директоре Комбарове:
"...сценические достижения данного города давно уже не отмечались... Ситуация.., увы, типичная: в театре нет ни режиссеров, ни художника, живет по инерции... Парадокс: на этот раз роль птицы Феникса выпала... директору! "
"Музыкальную сказку "Тук-тук, кто там..." можно считатать
своеобразным символом обновления тамбовского театра. Озорная и поэтичная пьеса М.Бартенева поставлена В.Катушенко тонко, изобретательно, со вкусом (худ. Ю.Доломанов, композитор Р.Бажилин, балетмейстер Е.Дегиль)... Спектакль обречен на овации."
Среди режиссерских работ
Клиппа Юрия Аркадьевича, который проработал в театре с 1999 по 2001 г. стоит отметить спектакли "Эзоп" ("Лиса и виноград") Фигейредо и "Чик - и готово" С.Козлова. "...Из трех постановок Ю.Котова наиболее удачной оказалась "Игра любви и случая" П.Мариво ... Блистательная буффонада в сценах лжегоспод Лизетты (Е.Федорова) и Арлекина (Ю.Томилин) оттеняется лирическим юмором Сильвии (С.Полянская) и Доранта (В.Федоров). ...Элегантный, стилистически цельный спектакль."
"Яркое и сильное впечатление оставляет спектакль "Я приду завтра"
, созданный Н.Ширяевым по мотивам романа Г.Газданова "Призрак Александра Вольфа"... Внешняя аcкетичность, холодноватая рафинированность взрываются изнутри напряжением мысли и чувств." "...Бенефисов в Тамбове не было с 1916 года и вот водевиль Д.Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (реж. В.Ивлев), где блеснул в роли благородного отца и актера из Костромы з.а.РФ Дмитрий Иванович Дульский в год своего 75-летия и 55-летия творческой жизни."

Спектакли, поставленные в Тамбовском областном драматическом театре с 1991 по 2001 год.

Н.А.Ширяев

В октябре 2001 г. главным режиссером театра стал заслуженный артист
России Никита Андреевич Ширяев. Первый спектакль, поставленный им в новой должности - "Театр, или Шум за сценой" Майкла Фрейна.
В период с ноября 2001 года по 2003 год Н.А. Ширяевым создано 13 спектаклей. Руководство литературно-драматической частью в это время осуществляла Пучкова Елена Викторовна.
Летом 2003 года Никита Андреевич покинул Тамбов.
А.А.Нешко
С января 2004 г. театр возглавил в качестве директора Нешко Алексей Алексеевич.
Он родился в селе Новопетриковка на Украине. Закончил Артемовское государственное училище в 1970 г., Тф МГИК в 1974 г. Лауреат всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей народного искусства. Дипломант Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни Рига-76. Лауреат премии МВД России 1995 г. Лауреат областной премии Зои Космодемьянской. С декабря 2003 г. главным режиссером стал Алексей Яковлевич Говорухо (закончил ГИТИС, курс Андрея Гончарова). В 2004 г. получил звание Заслуженный деятель искусств.

Спектакли, поставленные в Тамбовском областном драматическом театре с 2003 года.

Дополнительная литература о Тамбовском драматическом театре:

В.Галицкий "Театр моей юности", "Искусство" Ленинградское отд. 1984 г.
Л.Гранат, М.Варзин "Актеры - агитаторы, бойцы", 1970 г.
Т.Еремеева "В мире театра", Москва "Искусство" 1984 г.
П.И.Карманов "Тамбовскому театру 175 лет", Тамбов 1961 г.
Л.Новский "Столетие театра в Тамбове. 1786 - 1986", Тамбов 1987 г.
А.Н.Смирнов "Два века Тамбовской сцены", в рукописи.
"У истоков", Сборник статей. Москва 1960 г.



  • К информации о Тамбовском областном драматическом театре