Общие сведения





ПРЕССА О КАФЕДРЕ БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА

Инженеры-медики
Еще великий Гете говорил: "Медицина - божественный вид искусства, цель которого - священный человеческий образ. Она должна заботиться о том, чтобы чудная соразмерность его форм, где-либо расстроенная или нарушенная, снова была бы восстановлена". Сегодня такое "восстановление" (лечение и реабилитация), а тем более определение "расстройств" и "нарушений" (диагностика) не мыслится без использования современной наукоемкой биомедицинской техники и медицинских технологий. А их разработка и обслуживание невозможны без специалистов, работающих на стыке техники, медицины, биологии и экологии.
На современном международном рынке промышленных товаров по
объему и номенклатуре одно из первых мест занимает биомедицинское оборудование. Соответственно, растет спрос на специалистов медико-технического профиля. В мировой практике биомедицинские инженерные программы подготовки рассматриваются как наиболее перспективные направления высшего образования ХХIвека.
Долгожданным событием для ТГТУ было открытие в 2003 году на
факультете АХП новой специальности "Инженерное дело в медико-биологической практике".
За последнее десятилетие вузы многих регионов страны
проявили интерес к медико-техническим специальностям, к проблемам автоматизации здравоохранения, к разработке технических средств обслуживания человека во всех производственных, научных и бытовых ситуациях. В этой области образования работают 50 вузов страны. Головным университетом, определяющим программу подготовки инженеров по направлению "Биомедицинская техника", является Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, в котором лучшие студенты ТГТУ могут проходить стажировку. Специальность "Инженерное дело в медико-биологической практике" является одной из самых рейтинговых и востребованных в России. Поле деятельности таких специалистов включает разработку и эксплуатацию новейшей биомедицинской техники и технологий, работу в области поставки и сервисного обслуживания этой техники в курортно-санаторных организациях, в фармацевтических компаниях, в области страхования и т.д.
Современные медицинские учреждения работают с компьютерными
томографами, с различными компьютерными диагностическими системами, с лазерной техникой, происходит автоматизация лабораторного анализа, внедряются телемедицинские технологии. Одним из учреждений, использующих современную медицинскую технику, является санаторий-профилакторий "Тонус". "Специальность действительно нужная, - говорит главный врач "Тонуса" Владимир Анатольевич Ганин, - на данный момент нам приходится самостоятельно изучать новое программное обеспечение, технику. Врачам необходимы помощники, знающие одновременно и инженерию, и медицину, которые бы занимались обслуживанием, ремонтом и восстановлением этой техники. Студенты этой специальности изучают такие дисциплины, как биохимия, биофизика, биология человека и животных, технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий. Многие технические дисциплины получат медико-биологическую окраску, например, управление в биологических и медицинских системах, методы обработки биомедицинских сигналов и данных, моделирование биологических процессов и систем. Студенты могут параллельно с обучением на выбранной специальности получить второе высшее образование, в том числе и экономическое. Кроме того, студенты специальности "Инженерное дело в медико-биологической практике" имеют возможность получения среднего медицинского образования в Тамбовском медицинском колледже по сокращенной программе. В таком случае выпускник может стать клиническим инженером по техническому обеспечению медицинских обследований, эксплуатации и сервисному обслуживанию медицинской техники. Инженер-медик будет заниматься разработкой аппаратно-программного сопровождения новых медицинских технологий, определять и контролировать закупки наукоемкой зарубежной техники, руководить службами медико-технического сервиса.
Лучшим выпускникам, желающим связать свое будущее с наукой,
предоставляется возможность в дальнейшем продолжить обучение в аспирантуре по одной из специальностей: "Системный анализ, управление и обработка информации" или "Информационно-измерительные и управляющие системы".
Студенты специальности "Инженерное дело в
медико-биологической практике" проходят основательную подготовку, но, несмотря на сложность учебного процесса, группа в числе лучших в ТГТУ окончила семестр: посещаемость была практически стопроцентная, и все студенты сдали сессию в срок. На эти результаты, несомненно, повлияла творческая атмосфера, царящая в группе. Так, изучая курс "Введение в специальность", ребята за семестр должны были написать рефераты на выбранные темы. Немало трудностей они встретили в этой работе - множество незнакомых технических терминов, специализированная лексика медицины и биологии. Тем не менее, с заданием справились все, а защита рефератов проходила следующим образом: методом тайного голосования группа выбрала самые интересные работы, и победителям были вручены грамоты. Тайное голосование вместо "сухого" зачета преподавателя и грамоты за успехи - это стимул к учебе. Самым интересным был признан реферат Татьяны Соколовой на тему "Компьютерные томографы". Вместе с преподавателями студенты уже побывали во многих школах города, где на встречах с учениками рассказывали о своей будущей работе. Изучая курс "Введение в специальность", студенты знакомились со спецификой профессии на экскурсиях в санатории-профилактории "Тонус", в музее истории медицины, в медицинской библиотеке, в санатории "Жемчужина" в г. Котовске, в областном диагностическом центре, в ТамбовНИХИ, в городской поликлинике № 4, на встрече с руководством фирмы "Медтехника". Последняя на сегодняшний день является монополистом в области обслуживания медицинского оборудования. Ребята полны энтузиазма, а потому и сил, необходимых для столь непростой учебы. "Я очень довольна выбранной специальностью, учусь на отлично, собираюсь связать свое будущее с медициной, параллельно с учебой в ТГТУ получить медицинское образование. Очень интересуюсь лазерной техникой, хотелось бы в будущем с ней работать", - говорит Юля Липовских, студентка группы ИМ-11.

Елена Ефремова, О-21